Основания для установления административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих неснятую или непогашенную судимость Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято Постановление от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», дающее разъяснение законодательства, регулирующего указанные правоотношения с целью обеспечения единства практики его применения.
Порядок и основания установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы». Административный надзор устанавливается в целях предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов путем применения к таким лицам временных ограничений их прав и свобод и возложении определенных обязанностей. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений либо умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Данный надзор устанавливается в отношении вышеназванных лиц, в случаях признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Злостным нарушителем порядка отбывания наказания лицо признается на основании постановления начальника исправительного учреждения. При этом, возможность установления административного надзора в отношении такого лица не зависит от времени принятия постановления. Истечение на момент рассмотрения дела срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора. Административный надзор также может устанавливаться в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в случае совершения ими после освобождения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. Независимо от вышеназванных оснований, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройствами сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Для вышеназванной категории лиц предусмотрены различные сроки установления административного надзора. Административный надзор в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при простом рецидиве преступлений устанавливается на срок от одного года до трех лет. Однако, указанный срок не может превышать срок, установленный Уголовным кодексом РФ для погашения судимостей за совершенные преступления. Административный надзор в отношении лиц, совершивших преступление в отношении несовершеннолетних; против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних; при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершении таких тяжких или особо тяжких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, устанавливается на срок погашения судимости, предусмотренный статьи 86 УК РФ, действовавшей в редакции на момент совершения лицом указанного преступления, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. При этом, необходимо учитывать, что вид рецидива, при котором совершено преступление устанавливается приговором суда. Отсутствие в приговоре суда указания на рецидив преступления и его вид, не дает права суду, рассматривающему заявление об установлении административного надзора, самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, который не может быть менее срока, установленного законодательством для погашения судимости. Указанным законодательством предусмотрена возможность продления срока административного надзора судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье людей и общественную нравственность. Данный срок может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного для погашения судимости. Обязательными административными ограничениями, устанавливаемыми в отношении поднадзорных лиц, являются обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации; запрещение лицу, имеющему непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, а также запрещение такого выезда за пределы установленной судом территории лицу, не имеющему места жительства или пребывания. В отношении поднадзорного лица судом могут устанавливаться такие виды административных ограничений, как запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в них; запрещение пребывания вне жилого помещения в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории. При этом, выбор вида административных ограничений не может носить произвольного характера. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе установить запрет поднадзорному лицу мест общественного питания, осуществляющих реализацию спиртных напитков. Если лицо совершило преступление в ночное время, суд может установить ограничение пребывания лица вне жилого помещения в период с 22 час. до 6 час. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы и подлежащего освобождению, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, а в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы — по месту жительства или пребывания такого лица. Дела об установлении административного надзора, продлении срока административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, применении дополнительных административных ограничений к поднадзорному лицу рассматриваются с участием прокурора.
Е. Медведева