Помни, как гремели орудий раскаты, как в огне умирали солдаты

Бессмертный полк 28.04.2016 06:42

В рамках акции «Белоглинский бессмертный полк» хочу рассказать о боевом пути моего земляка А. Питинова. Воспоминания об Алексее Григорьевиче мне поведал его внук Сергей Бацунов. многое рассказали архивы на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа».

Алексей Питинов родился в 1919 году в станице Успенской. Призван в Красную Армию в 1939 году Кропоткинским районным военкоматом Ростовской области. Службу начинал в строительном батальоне. В 1941 году был переведен в инженерно-строительный батальон командиром отделения в звании младшего сержанта.

Из воспоминаний внука Сергея Бацунова: «Когда началась война, дед прошел кратко­срочные курсы минометчика и был назначен командиром отделения 122-миллиметрового миномета. В 1942 году их отделение, состоящее из 4 человек, передали стрелковой роте. Впервые приняли участие в боевых действиях в Тульской области.

В 1943 году полк, в котором служил дед, понес большие потери в боях с фашистами. Немцы, обороняясь, тоже несли потери.

В один из дней в роту прибыл лейтенант для отбора добровольцев, которые должны вместе с ним «взять» на передовой немецкого языка. Весь остаток роты изъявил желание. Дедушка был одним из четверых, которых выбрал лейтенант. Ночью они подбирались к фашистским окопам. Враг, по всей видимости, их заметил и ждал. Схватка была короткой и жестокой. Немцы успели сделать всего несколько выстрелов, один русский солдат был убит. Остальных схватили и бросили в глубокую яму, на дне которой была солома.

Рано утром пришли немцы, старший офицер превосходно говорил по-русски. Они забрали лейтенанта и увели на допрос. Допросы сопровождались страшными пытками, все происходило в блиндаже, который находился недалеко от ямы. Немцев интересовали части, расположенные перед ними, их численность, вооружение, пароли. Троих оставшихся пока не трогали. Так закончился день плена. Солдаты понимали, что немцы должны их расстрелять рано или поздно.

К ночи фашисты бросили окровавленного лейтенанта в яму. Переворачивая солому в яме, они обнаружили семь ручных гранат неизвестной им конструкции. Лейтенант, увидев гранаты, определил, что они итальянского производства и после «взвода» взрывались от удара.

Глубокой ночью они выбрались из ямы и вытащили лейтенанта. От большой потери крови он часто терял сознание. Двое солдат потащили его к русским окопам, а дедушка с гранатами должен был прикрывать их отход.

Подождав некоторое время, он подобрался ползком к немецкому блиндажу, около двери дремал часовой. Взвел гранату, бросил, последовала вспышка, но взрыва он не услышал. Дедушка вскочил, подбежал к двери, толкнул ее, бросил внутрь три гранаты и побежал в сторону русских окопов.

Началась стрельба. Дедушка пришел в себя, только когда оказался в русских окопах, солдаты с трудом отобрали у него оставшуюся в руках гранату. Через некоторое время дивизионная разведка получила данные, что в блиндаже погибло несколько человек, один из которых был офицером разведки. Так, 21 августа 1943 года дедушка был награжден медалью «За отвагу».

ЗА ВЗЯТИЕ ВЕНЫ

Воевал Алексей Григорьевич и в Венгрии, Чехии. Командир миномета 3-й батареи 140-го гвардейского артиллерийского минометного полка 8-й гвардейской кавалерийской Ровенской Краснознаменной ордена Суворова дивизии им. Ф. М. Морозова гвардии сержант Алексей Григорьевич Питинов был представлен к награде — ордену Красной Звезды.

Читаю в наградном листе: «В бою за город Балошшадьярмат <Венгрия> 08.12.1944 г. противник пытался перейти в контратаку. Товарищ Питинов первым открыл огонь по контратакующей пехоте. Его первая мина прямо попала по транспорту противника. После первой пристрелки товарищ Питинов открыл беглый огонь и уничтожил до 30 солдат и офицеров противника. Уцелевшие солдаты противника повернули обратно. Контратака противника была сорвана, благодаря чему наши эскадроны продвинулись вперед».

Сержант Питинов принимал участие в освобождении Вены, за что в 1945 году Президиумом Верховного Совета был награжден медалью «За взятие Вены».

В начале 1945 года 2-й Украинский фронт, в составе которого был 140-й артиллерийско-минометный батальон, подошел к реке Дунай. Передовым частям был дан приказ соорудить плоты и в ночное время форсировать реку.

Плот готовили вместе с саперами, дважды проверяли крепление бревен. Погрузили миномет, сложили ящики с минами. В задачу входило в кратчайшее время достичь противоположного берега и открыть огонь по вражеским позициям.

Дали команду «Вперед!». Гребли самодельными веслами все четверо. Четырехметровый шест буквально через несколько метров от берега уже не доставал дна. Достигли середины реки, но переправу обнаружили фашисты. Они открыли беглый огонь из всех видов оружия. Со всех сторон взрывались вражеские снаряды. Раздались крики о помощи тонувших солдат с разбитых плотов. Плавали трупы убитых.

Алексей Григорьевич и его товарищи гребли на пределе своих возможностей. Осветительные ракеты немцев и взрывы их снарядов сделали реку хорошо освещенной. В этом аду главное было плыть вперед к противоположному берегу.

Первыми на берег скатили 76-миллимет­ровую пушку артиллеристы с соседнего плота, но открыть огонь не смогли. Плот со снарядами был разбит. Быстро установили миномет буквально в двадцати метрах от воды. Сержант Питинов увидел цель. Это была вражеская батарея, которая располагалась в лесу и выдавала себя вспышками. Ее необходимо было достать из миномета. Главное, правильно откорректировать огонь.

Выстрел — взрыва не видно. Второй, третий. Ага, видна вспышка взрыва на батарее фашистов! Открыли беглый огонь. Русские солдаты видели взрывы мин на территории вражеской батареи. К берегу прибывали новые плоты с пехотой, которая устремлялась вперед.

Огонь вражеской батареи стал ослабевать. Это говорило о том, что смогли вывести часть фашистских орудий из строя. Теперь главное — не сбавлять темпа обстрела.

Вдруг раздался взрыв за спиной. Резкий тупой удар в спину… Алексей попал в железнодорожный состав для тяжелораненых, но об этом он узнал только через несколько дней после операции. Состав уходил от войны глубоко в тыл, в степи Узбекистана. Во время стоянок хирурги здесь же, в вагоне, оперировали. Далеко не все раненые добрались до песков Узбекистана для долгосрочного лечения. По пути следования по обе стороны железнодорожного полотна виднелись безымянные могилы похороненных солдат. Молодой организм сержанта Питинова выдержал все испытания, и после четырех месяцев лечения он сделал свой первый шаг с помощью медсестер. Через пять с половиной месяцев выписался из госпиталя.

После войны А. Питинов вернулся на родину. Работал монтажником в СМУ, вышел на пенсию. Награжден орденом Отечественной войны I и II степени. До конца жизни занимался спортом, закалялся, был жизнерадостным человеком. В 1999 году Алексей Григорьевич Питинов умер на 82 году жизни, похоронен на северном кладбище ст. Успенской.

Дарья МЕДВЕДЕВА,
юнкор СОШ № 32, ст. Успенская.

Дарья МЕДВЕДЕВА,

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления