Бориска — сын полка

Бессмертный полк 26.02.2015 07:09

Мальчик был, видимо, из спецдетдома № 2, который располагался по улице Крестьянской на территории нынешней СОШ № 11. Здесь, в домах бывших священников Троицкой церкви, и размещались детдомовцы — сироты, вывезенные с юга Украины и Ленинграда в возрасте 10-14 лет. Перед оккупацией села 1 августа 1942 года детей младших групп эвакуировали эшелоном на юг, а старших распределили по белоглинским семьям, колхозам, бригадам. Это подтверждают ветераны В. Дятлов, Л. Гноевая, В. Череповский и др.
Судьбы детдомовцев разные, но мы остановимся на судьбе Бориски — сыне полка 320-й стрелковой дивизии. Эта дивизия 25 января 1943 года вела локальный бой за железнодорожную станцию Белоглинская. Разведчики артдивизиона представили мальчика командованию 985-го артиллерийского полка.
В январе 1943 года на просторах донских и кубанских степей мы сражались, не щадя ни крови, ни самой жизни, преодолевая все более нарастающее сопротивление противника. 320-я стрелковая дивизия и 985-й артполк, в котором я служил начальником разведки дивизиона, после не продолжительного боя овладели селом и железнодорожной станцией Белоглинская. Перерезав путь по железнодорожной линии Тихорецк – Сальск, лишили захватчика использовать ее для переброски резерва и маневрирования.
С этим кубанским селом у меня самые добрые и приятные воспоминания. Здесь был объявлен приказ о присвоении мне звания старшего лейтенанта. Приятно! Что и говорить! Стало известно, что наше наступление продвигается к моему родному селу Новомихайловскому на реке Куго-Ея. Почему-то меня в ту минуту вернула моя память к любимой, близкой, дорогой и нужной. Хотя знал, что ее нет, умерла. С ней было тепло и уютно, она все умела делать…
Мои воспоминания прервал разведчик и представил мальчика с веснушками на лице, лет 14. Шапка съезжала на нос, на тельце поношенное пальтишко. Назвался Борисом. Где родился, не знает, очень хочет быть артиллеристом-разведчи­ком и гнать гитлеровцев с Кубани. Пришлось представить командованию дивизиона, в частности, капитану Д. Серенко. Мальчика помыли, накормили, а его просьбе никто не придал значения, считая, что это мальчишеская забава. Но сколько было мольбы в его глазах!
Когда получили приказ о наступлении, все наши попытки снять его с машины были безуспешны. Временно решили оставить, а при лучших обстоятельствах убедить, что воевать — это не детская забава, а трудная и тяжелая работа. Но и на войне солдаты сохраняют в своих сердцах нерастраченную любовь ко всему, что дорого настоящему человеку, и особенно — к детям. У нас появилась какая-то привязанность к этому мальчику — о нем узнал весь артполк. Тщетно мы пытались найти его родных. Тогда многие ребятишки, как и Борис, осиротели в войну.
Боря быстро освоился с боевой обстановкой. В трудных условиях войны вел себя достойно, привык к грохоту снарядов и бомб, кочевой солдатской жизни в окопах и землянках. Каждый из нас старался ему помочь, сделать какой-либо подарок. Все, кто был с ним рядом, заменили родных.
Его, как сына полка, полюбили бойцы и командиры. Подобрали военную форму, шапку со звездой красной, выдали автомат и зачислили во взвод управления штаба дивизиона связистом. В составе передового отряда Боря участвовал в освобождении от немецко-фашистских захватчиков сел Новомихайловского, Ильинского, хуторов Байдачный, Красная Слободка Кущевского района, села Новобатайска, города Азова Ростовской области. Войска в трудных условиях низовья Дона, с боями, подошли к реке Миус, где противнику удалось остановить нас. За небольшой, но ратный труд юный боец награжден медалью «За боевые заслуги».
Находясь в обороне на реке Миус под селом Ряженое, Боря помогал связистам прокладывать телефонную связь и быстро устранять повреждения. Самым интересным ему было на наблюдательном пункте смотреть в стереотрубу. От его зоркого глаза не ускользала ни одна деталь в обороне немцев, легко обнаруживал огневые точки. Записывал в журнал наблюдения. Как бывалый солдат, без особого страха бомбежки, обстрела артиллерией и минометами, под усиленным огнем устранял порыв и восстанавливал связь.
Однажды «сыграл» шестиствольный миномет. Снаряды стали рваться везде, засыпали блиндаж. Все время прерывалась связь. Боря выбежал устранить повреждение и был убит осколком снаряда. Погиб, как и полагается солдату, лицом к врагу, с автоматом в руках. У него было опаленное войной детство, и эта война отняла его жизнь. Это было самое невосполнимое горе.
Бориса похоронили со всеми воинскими почестями недалеко от села Политотдельское Ростовской области. Мы себя считали в какой-то степени виновными, что не смогли его уберечь, отправить на учебу. Не раз думали об этом.
Тогда мы не знали, куда сообщить о его гибели, и сообщаем сейчас. Отзовитесь, его родные и близкие. Ведь и сейчас еще ищут оборванные ниточки судеб близких, разыскивают их могилы».
Это письмо о мальчике — сыне полка, патриоте, герое своего времени, который мстил фашистам за отца, мать, за погубленное детство. Был настоящим русским воином, примером для сегодняшней молодежи.

А. КОСТЕНКО

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления