Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов.

Статьи 10.09.2014 07:30

Федеральный закон от 02.07.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет ряд обязанностей полиции по обеспечению соблюдения избирательного законодательства, законодательства о референдуме. Возложение на полицию подобных обязанностей следует признать одной из гарантий реализации избирательных прав, права граждан на участие в референдуме, эффективной деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума. В условиях реальной угрозы проникновения экстремистских и криминальных элементов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, дестабилизации общественно-политической ситуации актуальность деятельности полиции по исполнению законодательства о выборах и референдумах сомнению не подлежит.
Полиция принимает соответствующие меры на основе норм различных федеральных законов. К числу основных источников права, регламентирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, кроме Закона о полиции, относятся Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Поскольку полиция исполняет перечисленные обязанности и в период проведения региональных и местных выборов и референдумов, ее деятельность, помимо указанных законов, очевидно, должна также опираться на соответствующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие конкретные правила их организации.
Исполнение полицией законодательства, обеспечивающего реализацию избирательных прав, права на участие в референдуме граждан, эффективную деятельность избирательных комиссий и комиссий референдума, осуществляется в разных формах. В отличие от ранее действовавшего Закона о милиции комментируемый правовой акт расширяет и конкретизирует обязанности полиции в данной сфере. Такие обязанности, в частности, включают:
а) принятие мер по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
б) информирование избирательных комиссий, комиссий референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах;
в) предоставление по запросам избирательных комиссий сведений о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления;
г) осуществление охраны помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах;
д) участие в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.
Конкретные действия полиции обусловливаются особенностями, присущими той или иной стадии избирательного или референдумного процесса.
Такая стадия, как проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, проводится в течение агитационного периода, который начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Незаконной признается агитация, осуществляемая с нарушением установленных правил. В зависимости от содержания указанных правил различаются и конкретные направления деятельности полиции. Так, ее сотрудники обязаны пресекать:
проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающей национальное достоинство, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них;
проведение агитации, во время которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
осуществление различными субъектами избирательного процесса подкупа избирателей, участников референдума;
проведение агитации в день голосования и в предшествующий ему день, а также лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, и др.
В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов полиция обязана принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления таких материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей и источник оплаты данных материалов.
Результатом деятельности полиции во многих случаях выступает привлечение правонарушителей к административной ответственности за:
проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);
проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);
изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (статья 5.12 КоАП РФ);
умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (статья 5.14 КоАП РФ);
подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ).
О всех фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах полиция должна информировать избирательные комиссии, комиссии референдума. В соответствии с действующим законодательством к их числу относятся: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии.
Кроме того, по представлениям перечисленных комиссий (направленным ими по фактам обращений граждан о нарушении закона) полиция обязана в пятидневный срок проводить соответствующие проверки и принимать меры по пресечению правонарушений. Если представление получено за пять дней и менее до дня голосования, она должна это делать не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
Специфическая обязанность исполняется полицией в рамках стадии выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов. По запросам избирательных комиссий она предоставляет сведения о наличии или отсутствии у данных участников избирательного процесса неснятой или непогашенной судимости.
Остальные обязанности, предусмотренные Законом, полиция исполняет на заключительных стадиях избирательных кампаний, кампаний референдума. Она должна осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.
Помимо этого полиция должна оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом. Законодатель не конкретизирует формы и пределы такого содействия, поскольку они весьма разнообразны, к тому же с формально-юридической точки зрения нет необходимости дублировать в Законе соответствующие нормы из других источников права. Исполняя рассматриваемую обязанность, полиция должна руководствоваться законами о выборах и референдумах, которые относят к ее компетенции, например, сопровождение и охрану транспортных средств, перевозящих избирательные документы; оказание содействия в обеспечении избирательных прав граждан при голосовании подозреваемых в совершении преступлений; направление специалистов для работы в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях; проверку достоверности данных об имуществе, принадлежащем на праве собственности кандидатам и их супругам; проверку достоверности сведений, указываемых гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках конкретных избирательных кампаний некоторые действия полиции имеют крайне важное значение для хода голосования и определения результатов выборов. В частности, предоставление сведений о выявленных фактах недостоверности сведений о транспортных средствах, представленных кандидатами, и их дальнейшее обнародование избирательными комиссиями влияют на формирование мнения избирателей о соответствующих кандидатах и соответственно их окончательный выбор. Кроме того, в широком смысле содействие полиции эффективной работе избирательных комиссий, комиссий референдума проявляется в процессе решения ею своих повседневных задач. Вместе с тем подобная деятельность должна осуществляться с учетом особенностей проведения выборов и референдумов и не может выходить за рамки общих требований Закона о полиции.

Е. Ю. Медведева
Юрисконсульт Отдела МВД России
по Белоглинскому району капитан внутренней службы

Е. Ю. МЕДВЕДЕВА

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления