Бои местного значения

История Белоглинского района 14.08.2018 14:13

Мы помним о подвиге личного состава бронепоезда «Комсомол Чувашии»

Первый и последующие августовские дни 1942 года. Это был период начала оккупации района фашистами. Есть много свидетельств, как это было.

В своих редакционных архивах мы нашли письмо из Белоруссии, датированное 2010 годом.

Владимир ПОСЛОВСКИЙ,
почетный железнодорожник СССР:

— Слагаться наша победа начала в нашем общем единении и смертельной борьбе защитников Брестской крепости, сражениях на Буйницком поле под Могилевом, под Смоленском, у стен Москвы. Но были и не столь известные битвы. Они имели локальное значение, но стали отдельными песчинками одного цельного камня, единой несокрушимой силы. Таких битв были тысячи, и одна из них произошла у села Белая Глина. Свидетелем ее и непосредственным участником был житель нашего города (Калинковичи), заслуженный ветеран-железнодорожник Марк Силич Самбук.

В 1942-м враг упорно рвался на Кавказ и к Сталинграду. Он еще не знал, что именно здесь сломает себе шею. Именно в тяжелейший период лета 42-го года командующий Южной группой генерал-лейтенант Р. Малиновский для защиты железнодорожных путей, узлов, станций на перегон Тихорецкая – Белая Глина – Сальск – Пролетарское направил 53-й отдельный дивизион бронепоездов в составе «Комсомол Чувашии», «За Родину» и «Чувашский железнодорожник». Система ПВО бронепоездов способствовала продвижению воинских эшелонов, санитарных поездов, составов с материально-техническим оборудованием на юг. Бронепоезда двигались один за одним на расстоянии 25-30 км, защищали от налетов вражеской авиации и диверсионных групп не только названные объекты, но и уходящих в тыл беженцев – мирных советских граждан, гурты колхозного стада, отступающие измотанные остатки регулярной армии.

1 августа для защиты станции прибыл «Комсомол Чувашии», на котором помощником машиниста был Марк Самбук. Здесь бронепоезду, как крейсеру «Варяг», суждено было принять последний бой и погибнуть.

Тяжелый бой продолжался до самого вечера, а затем уцелевшие бойцы и члены экипажа паровоза по приказу командования уничтожили документы и повредили паровоз — Марк Силич бросил в топку три снаряда.

Бойцы и экипаж отступили в сторону Краснодара. Позже бойцы влились в стрелковые подразделения и продолжали воевать. А Марк Силич прибыл в Туапсе, потом через Сочи в Баку, а оттуда в Москву. В составе бронепоезда «Сталинец» он сражался на Волховском фронте, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, взятии Кенигсберга.

Благодаря публикациям в белорусской прессе, Марка Силича разыскали белоглинцы. Глава Белоглинского района А. Коклин и председатель совета ветеранов войны и труда А. Костенко от имени жителей и себя лично поздравили М. Самбука с 95-летием и сообщили, что 8 мая 2009 г. в торжественной обстановке на станции Белоглинской была открыта мемориальная доска в память о подвиге бронепоезда «Комсомол Чувашии». В послании А. Коклина говорится: «Жители Белоглинского района хранят в сердце благодарность и нерушимую память о павших членах экипажа. По-кубански от всей души мы поздравляем всех работников депо Калинковичи и всех жителей города и Гомельской области с праздником! Отдельная благодарность от 30 тысяч жителей Белоглинского района Марку Силичу Самбуку за победу!»

Этот и подобные примеры из нашей общей истории, несомненно, являются иллюстрацией того, что несокрушимость наша – в единстве.

Самыми тяжелыми и трагическими оказались 30, 31 июля и 1 августа 1942 года. Немецкие самолеты непрестанно бомбили станцию Белоглинскую. До сих пор на месте боев находят 200-килограммовые авиабомбы.

Бронепоездом

«Комсомол Чувашии»

1 августа 1942

года были уничтожены:

• 8 танков,

• 5 орудий,

• 36 пулеметов,

• до 500 солдат противника.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления