Советский пограничник

Общество 29.05.2018 10:58

Старшего пограничника Белоглинского района зовут Василий Романьков. И старший он не по званию, а по возрасту. Деду-пограничнику 83 года. Служил он на горной заставе Наарли в Туркмении.

Ежегодно в профессиональный праздник Василий Романьков возглавляет колонну зеленых фуражек, шествующих по центральной улице Белой Глины к Аллее славы, где установлен памятный знак — пограничный столб. Решил и в этом году не отступать от традиции, к тому же 2018-й — особенный, юбилейный. А заодно рассказать нашей газете о своих армейских буднях.

— Нам, старшему поколению, особенно четко вспоминаются годы службы на границе, пограничные тропы, по которым мы прошли несчетное количество раз, — делится Василий Алексеевич. — Мы честно выполняли свой воинский долг защитников Отечества. Меня призвали на военную службу 7 сентября 1954 года, служил до 25 октября 1957-го. Попал в Кара-Калинский пограничный отряд (воинская часть 2047), на горную заставу Наарли. Тяжело было нести службу, особенно летом, когда даже в тени температура частенько была выше сорока градусов. Но в целом служба нравилась, не было дедовщины, жили одной большой семьей. Много интересного вспоминается из тех лет. Ведь пограничная служба — не только исключительно сложная, но и необычная. Расскажу несколько наиболее интересных случаев.

Шел второй год службы. Я был на дежурстве, когда получили информацию о том, что из Ирана в сторону нашей границы двигается неизвестный — чабан гонит овец. Ситуация, казалось бы, знакомая. Но начальник поднимает пограничную заставу по команде «В ружье». Линию государственной границы перекрывают, нарушителя задерживают. Позже выяснилось, что у «чабана» высшее образование, его задачей был переход через границу с целью устроить беспорядки.

А еще такой случай. Приехал к нам советский офицер. Погоны, документы — все настоящее. Проверяем личность майора — тоже все в порядке. Он тем временем просит машину, чтобы доехать до определенного места, и показывает его на карте. Выделяют автомобиль с водителем-солдатом, они уезжают, а через какое-то время наш шофер пешком возвращается на заставу. Оказывается, он отлучался из автомобиля, чтобы доложить об исполненном задании по телефону, только не заметил, что аппарат неисправен — офицер вынул из трубки мембрану. Пока солдат пытался дозвониться, офицер пересел за руль и уехал через границу в Иран. Разведка, конечно, потом отыскала нарушителя, но о дальнейшей его судьбе неизвестно.

Тот побег был не единственным, люди бросали Родину в надежде устроить свою жизнь за границей. Я был в секрете, когда решил бежать мой сослуживец сержант Носов (имени уже не помню). Ночь была очень темная. Тишина неимоверная. Затаившись, ждем. Напряжение, волнение нарастает. Не оставляет чувство, что сейчас что-то произойдет. И тут темная фигура крадется. Наш неожиданный окрик «Стой, пропуск!» заставил человека побежать. Задержали. Утром его забрали, а нам сказали, что у сержанта отец был против советской власти, он к нему хотел «махнуть».

За время службы Василий Алексеевич был награжден восемнадцатью благодарностями. Удостоен знаков «Отличник пограничной службы», «Отличный стрелок».

— Я из карабина с 200 метров легко попадал в цель. Зрение было отличное, — хвастается он.

В 1956 г. США над территорией Союза запустили большое количество разведывательных зондов. Эти шары-шпионы снимали на фотопленку все, над чем пролетали. Американцы хотели знать месторасположение стратегических и секретных объектов: оборонных заводов, железнодорожных узлов, воинских частей, аэродромов. Мы их сбивали, — говорит собеседник, протирая слезящиеся то ли от воспоминаний, то ли в силу возраста глаза.

Завершил свой рассказ старший пограничник Белоглинского района словами:

— 28 мая — праздник для всех воинов в зеленых фуражках. Быть пограничником только в прошлом невозможно — это состояние на всю жизнь. Всех, кто носил и носит погоны, с праздником! Светлая память всем, погибшим при защите наших границ.

Любовь КАРПЕНКО.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления