Воспитание в духе традиций: ответственны и семья, и школа

Общество 16.01.2018 06:55

Анастасия Соломенко дает мастер-класс по фланкировке шашкой для белоглинских казачат.

Казачий уклад жизни зиждется на Заповедях Божиих, традициях православия, воспринятых сердцем и воплощенных в повседневном укладе. Этот опыт находит отклик в сердцах наших детей, ведь это просто родное и свое.

Какие же нравственные основы определяли уклад казачьей жизни? Самое главное — это укорененность бытия, обычной повседневной жизни в религиозном сознании. Пожалуй, отсутствие этого у нас, их потомков, и является главной причиной всех наших нестроений.

«Поставьте Бога на первое место, и все остальное станет на свои места» — мудрость, в истинности которой наши предки не сомневались.

На празднике в честь 75-летия Кубанского казачьего войска в Белоглинском районе. Фото из архива.

НАШИ ТРАДИЦИИ

У наших предков традиции тесно переплетались с праздниками и буднями. Большое значение придавали крещению младенца. Перед тем как нести в церковь, его клали к иконам в красный угол и молились: «Определи ему, Боже, талант и счастье, добрый разум и сердце». Когда у младенца прорезывались зубки, его возили в церковь служить молебен Иоанну-воину о том, чтобы он был храбрым казаком. К смерти относились как к переходу в другой мир, понимая всю глубину торжественности, важности этого события, ответственно переживая ее неминуемость, но и надеясь на милосердие Божие. Такое отношение к смерти позволяло нашему народу соблюдать бодрость духа, не отчаиваться, не бояться сложить голову в бою.

Верой в вечную жизнь было обусловлено и отсутствие тех страхов и беспокойств, с которыми живет человек неверующий. Ведь даже самый сильный осознает, что, надеясь только на себя, он не защищен от тех рисков, которые несет земная жизнь.

СЕМЬЯ – ОСНОВА ОСНОВ

Создание семьи освящалось православными традициями и обрядами. Венчание –единственное обоснование законности брака. Венцы над невестой и женихом — символ мученичества, без которого невозможно спасение души. К холостым относились как к дезертирам, если к такому образу жизни не было уважительных причин, называя их бобылями. Интересны традиции, связанные со сватовством, это были определенные ритуалы с закрепленными ролями сватов, иносказательными речами и действиями, что облегчало и упрощало непростые ситуации при сватовстве. Всем известны — гарбуз, выносимый при отказе жениху, и картуз на вешалке при согласии. Дескать, и отказали, и не обидели.

К слову относились осторожно, поэтому казаки не были многословны. Чуждались осуждения других людей, зная, что стоит другого осудить, сам в грех впадешь. Почитай отца и мать своих – и будешь долголетен на Земле. Отсюда уважение к старшим, почитание их жизненного опыта как условие благополучной и счастливой жизни. Заповедь «не прелюбодействуй» защищала семью от разрушения, обеспечивая атмосферу защищенности для всей семьи.

Дети в семье — благословение Божие, их отсутствие — наказание. Семьи — многодетные. К трудностям относились философски: Бог не дает испытаний выше сил, послал ребенка – пошлет и рубашонку, аборт – великий грех, убийство. Стремление к комфорту считалось недостойным, так как делало инфантильным, вялым, неспособным к подвигу.

Быт устраивали крепко, но просто; стремились к достатку, но страсть к наживе почитали недостойной казака.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

К детям было отношение трогательно-ласковое, но одновременно строгое. Обращение детей к старшим — только на «вы». Дети не имели права сидеть в присутствии старших, перебивать, вмешиваться в их разговор, принимать важные решения в жизни без родительского благословения. Тяжелый грех — с родителями ссориться, отца не почел — значит Бога не почел. Детей приучали к труду с раннего возраста, могли и выпороть, опираясь на принцип «наказывай дитя в младости, и оно возблагодарит тебя в старости». Понятия «чужие дети» у казаков не было, как приголубить, так и надрать уши ребенку соседа имел право любой казак. Общины не оставляли без внимания ни вдов, ни одиноких стариков. Забота о стареньких родителях — святой долг детей, который исчерпывался только тогда, когда были отмечены сороковины после их смерти.

Все основные и значимые дела сопровождались молитвой: как приема пищи и мелких домашних дел, так и общественных мероприятий. Посещение храма в воскресные и праздничные дни, соблюдение постов, исповедь и Святое Причастие были святой обязанностью всех.

Казачья семья – трудолюбива. Каждый считал своим долгом есть хлеб, заработанный своим трудом. Воровство, обман, обсчет при продаже подвергались строгому осуждению. Причащаясь из одной чаши, они по сути были кровной родней друг другу, считая чужими только иноверцев.

Милостыня была также святой обязанностью. Дети разносили по домам нуждающихся пироги, блины, пышки, прося помолиться об умерших близких. Был и такой обычай: состоятельный казак запрягал лошадь, к ней присоединялась повозка с зерном, корова с рогами, обмотанными холстом. Выводил лошадь за станицу, привязывал и оставлял при дороге. Нуждающийся мог взять эту тайную милостыню себе, а воспользоваться без нужды было стыдно.

Считалось недостойным и завидовать другому, принимая со смирением те обстоятельства, что кто-то может быть и богаче и умнее тебя, но ведь и тебя Бог наградил, только чем-то другим, но тоже ценным. Отсюда и чувство достоинства у казака.

Человек не смеет отнять жизнь — дар Бога. Но убить врага в битве – другое дело, сражаешься за правое дело, значит, Бог твою руку направляет, от невинного удар отведет. Но если шашку поднял ради наживы — не миновать расплаты.

Гневаться и обижаться – грех. «Мы, казаки, народ незлопамятный, гнев прошел, и мы на мир охотно идем, потому что мы прощаем на Земле и сами будем прощены на небе, так по Закону Божьему.»

Успенские казачата принимают благословение настоятеля Свято-Успенского храма отца Илии.

ПО ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ

Какой стороны жизни казачества ни коснись, каждая имеет в своей основе одну из 10 заповедей, и они определили приоритеты воспитания. Прививка трудолюбия, честного несения военной службы, порядочности. Учили добру, благожелательности, показывали детям привлекательность добра и отвратительность зла. Прививали послушание, зная, что хорошие люди вырастают из послушных. Развивали способности к самостоятельному принятию решений и к сопереживанию, сочувствию людям. Активно прививали почитание предыдущих поколений — близкое родство почиталось до 5 колена. Формировали понятие о женской чести у девочек–казачек, а понятие о грехе и 7 смертных грехах имел каждый ребенок. Конечно, в реальной жизни бывало всякое и она не была совершенной, но эти идеалы были неоспоримы и безусловны.

Как бы далеко ни отступал от них современный человек, они не потеряли своей привлекательности и для нас. Мы тоже хотели бы на них опереться, но порой нам не хватает решимости, твердости, а главное, веры в то, что такая жизнь, возможно, и не принесет нам той степени земных благ, к которому стремится мир, но даст более ценное сокровище — чистую совесть. Понятие, осмеянное и оплеванное идеологами философии «получить все здесь и сейчас».

Преодолеть эти препятствия можно только всем миром. Сейчас трудно всем. В извинение родителей нужно добавить, что они сегодня нуждаются и в помощи педагогов, хотя и маскируют порой свою беспомощность. Они тоже нуждаются в том, чтоб им помогли, поняли, посочувствовали. И этому нужно учиться вновь. И лучшей формой такой учебы могут стать общие дела. И по обычаю наших предков начинать нужно с молитвы. А кто нам сегодня мешает молиться всем вместе Богу о наших детях? Кто мешает убедиться в ее силе? Кто против нас, если с нами Бог?

Молитва способна соединить несоединимое, сделать невозможное возможным. Она открывает для человека новые возможности до последнего его вздоха, через нее Бог открывается нам, являет Свою любовь. «Каждый ребенок рождается в мир с вестью о том, что Бог не разочаровался в людях», — значит, мы всегда можем рассчитывать на Его помощь.

Елена ДОРОШЕНКО, миссионер Тихорецкой епархии.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления