Страда не от слова «страдать». Уверены в СПК «Восход».Здесь убирают хлеб по современным технологиям

Сельское хозяйство 06.07.2016 13:15

Четыре отечественных «Акроса» и два белорусских «Палессе» – мощных, высокопроизводительных, технологичных, оснащенных самыми современными системами управления – бороздят просторы пшеничных полей, обмолачивая за сутки до 160-170 га пшеницы. Только один такой комбайн захватывает сразу 9 метров площади в ширину.

За рулем, точнее, рулевой колонкой каждого агрегата — опытный и ответственный механизатор. Рядом с его креслом (именно креслом, удобным и полностью регулируемым) откидное и мягкое сиденье для помощника. Оно пустое. Оказывается, комбайнеры обходятся без помощников, выполняя очистку комбайна и многое другое самостоятельно. Выезжают в поле к 5-6 утра и заканчивают работать в 11 ночи, а домой добираются уже после полуночи. Нелегок труд хлебороба.

«ХОРОШ БРИГАДИР – ХОРОША И БРИГАДА»

Так гласит народная мудрость. И так было всегда: куда голова повернет, туда и хвост потянется. Благодаря умелому управлению Николая Букреева, СПК «Восход» в числе стабильных хозяйств района. Весь свой опыт и знания председатель направил на расширение и диверсификацию экономики предприятия, что требуют современные условия ведения бизнеса. Есть вся необходимая сельскохозяйственная техника, которая ежегодно обновляется. Недавно приобрели комбайн КЗС-1624-1 «Палессе» GS16, или, как говорят в обиходе, «Полесье». Из Интернета знаю, что этот агрегат занимает верхнюю ступеньку модельного ряда белорусских комбайнов «Палессе».

Что ж, если кататься, то на лучшем. Прошу комбайнера вместе со мной дать круг по полю. И вот я в просторной, удобной, почти полностью остекленной кабине, на том самом сиденье для помощника.

ВПЕРЕД, В БУДУЩЕЕ!

Кондиционером не удивили, усиленной шумо- и виброизоляцией тоже, а вот автоматическая система контроля и управления на базе бортового компьютера — это интересно. Как мне объясняет Сергей Зиняков, компьютер при запуске автоматически проверяет цепи датчиков и используемых механизмов на исправность, настраивает рабочие модули на требуемые параметры, а вся информация об этом отражается на дисплее с антибликовым покрытием. Пульт и рукоятка управления скоростью движения связаны с креслом оператора, то есть комбайнера. При помощи джойстика он может менять направление движения комбайна и скорость, поднимать и опускать мотовило, регулировать его обороты, поворачивать выгрузной шнек. Комбайн так напичкан новейшей аппаратурой, что кажется, будто оказался на борту МКС. Вот она, техника настоящего!

Пока я перевариваю информацию, мой собеседник говорит по телефону, нажимает на несколько кнопочек.

Спрашиваю: «Что-то не так?» — «Зазор на барабане уменьшил. Главный агроном проверил, сказал — колосок не вымолачивается», — слышу ответ.

В этот момент звучит сигнал — умная машина предупреждает, что бункер заполнен. Оглядываюсь назад – действительно, заполнен отборным зерном. Ждать КамАЗ не приходится. Водитель Сергей Юрьев спешит заполнить его и отвезти пшеничку на ток. Комбайнер поворачивает шнек и в кузов большегруза сыплется золотой поток нового урожая.

— Не влажное? — спрашиваю, все-таки дожди были.

— Нет, что вы! Слышите, как зерно, пересыпаясь, звенит?

Прислушиваюсь, и вправду звенит. Так может звенеть только спелая, высушенная солнцем пшеница.

Погрузка закончена, снова едем по полю, перед глазами жатка метр за метром съедает колоски, позади стелется шлейф измельченной соломы.

— Животноводства нет, солома не нужна. Комбайн ее измельчает, а трактор запашет в землю. Будет удобрение, — поясняет мне Сергей Зиняков.

НАЗАД, В ПРОШЛОЕ…

Спрашиваю у Сергея Анатольевича, как стал механизатором.

— Отец был комбайнером, в этом же хозяйстве, брал меня порулить «Сибиряком», — это комбайн такой раньше был, без кабины. В 9 классе нас, ребят из 11-ой школы, набрали помощниками в колхоз им. Ленина. Да, то была настоящая битва за урожай. От рассвета до заката. Трясешься в комбайне, нельзя скорость добавлять, были большие потери.

— А сейчас какая скорость?

— 5,5 км/ч, — скашивает глаза на монитор мой собеседник.

— Комбайн ползет еле-еле, жара, — продолжает вспоминать Сергей Анатольевич. — Пот заливает глаза, от колючей соломенной пыли чешется все тело. А ты все вперед и вперед. Заработал я тогда аж 120 рублей.

— На что потратили?

— Родителям отдал, они нашли применение деньгам. По окончании школы выдали нам права. И пошел я работать. Сначала на «Ниве», потом на «Доне», последние годы на «Акросе». До сих пор помню, как после застоя в 1999 г. хозяйство купило новый «Беларус». Сесть за его руль после гусеничного дэтэшки было фантастикой.

— Сколько работаете механизатором в «Восходе»?

— С 1984 года, вот и посчитайте. Здесь же познакомился со своей будущей супругой Ириной Алексеевной, тогда она работала весовщиком. Сейчас бухгалтер. В 1987 году поженились. Родились две дочери Светлана и Анастасия, выросли, вышли замуж. Я — счастливый дедушка уже двух внуков. В этом году отметил юбилей – 50 лет.

ХЛЕБОРОБЫ

За разговорами не заметили, как доехали до кромки поля. Пора прощаться. Комбайнер возвращается к своей работе. Я же спешу распросить главного агронома Дмитрия Бескорсого о ходе уборки в хозяйстве.

— Ячмень убрали с площади 250 га с урожайностью 56,8 ц/га, — рассказывает он. — Работаем с тремя сортами кубанской селекции: «Рубеж», «Эспада», «Павел». Кстати, последний уродился лучше первых двух. Полеглости почти не было. На днях начали косить пшеницу. Обмолочено 860 га из 1300. Урожайность — 48 ц/га.

Познакомившись с ходом работ на полях, нас пригласили на зерносклады. В одном помещении, в ожидании выгодного покупателя, «томится» собранный ячмень, в другом выросли золотые горы пшеницы.

— Работаю в СПК «Восход» около 30 лет. Была поваром, уходила по состоянию здоровья, потом вернулась. Сейчас тружусь на складе, — говорит Людмила Горькова. — Уже на пенсии, но думаю доработать до 60 лет. Руководство у нас хорошее, не обижает, с каким вопросом ни обратишься, всегда поможет.

Назад в редакцию мы вернулись уставшие, но довольные от общения с такими замечательными людьми, настоящими тружениками. В голове крутилась мысль: что же будет через пару десятков лет, если уже сейчас комбайн больше похож на летательный аппарат. Читала, что в этом году в России начали испытания трактора-беспилотника. Так, приезжаешь пообщаться с участниками жатвы, а урожай убирают машины. Конечно, технологии будущего делают нашу жизнь легче. Но как же живое общение? У робота нет любимого дела, в которое он вкладывает душу.

Как сообщил ведущий специалист производственного отдела районного управления сельского хозяйства Олег Мирошниченко, за 6 месяцев 2016 г. сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности Белоглинского района приобретено 27 тракторов, 7 комбайнов: 5 зерноуборочных, 1 свеклоуборочный и 1 кормоуборочный, 14 единиц оборудования и техники для внутрифермерского хозяйствования на сумму 196,4 млн руб.

Л. КАРПЕНКО.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления