Дмитрий СЕМЬЯКОВ: «История СТАНИЦЫ – душа памяти, наставница жизни»

Общество 11.08.2015 07:36

Царское правительство, начиная с Екатерины II, ни в коем случае не хотело, чтобы Франция, Англия и Турция отняли у России приазовские и причерноморские степи. И чтобы удержать южные рубежи, царизм стремился как можно быстрее и плотнее заселить юг России. Поэтому в нижнем течении Кубани большинство населения – переселенцы с Украины.

Украинский говор, балачку и сейчас слышно. В верховьях реки Калалы, ближе к Ставропольскому краю (включая и станицу Новолокинскую), выходцы преимущественно из Курской, Воронежской, Липецкой, Саратовской губерний.

Первое поселение Новолокинской слободы на реке Калалы возникло, примерно, между 1830-1840 годами. Название реки дано калмыками, которые тогда еще здесь кочевали. Местность представляла собой сплошную степь, переходящую в небольшие кустарниковые заросли осины, терна, карагача. Отсюда и название Осиновый курган, который до сих пор возвышается над рекой Калалы. Из веток деревьев и кустарников новолокинцы изготавливали заборы и небольшие постройки.

Земля и река Калалы, ее приток Татарка изобиловали множеством средней и мелкой дичи: дудаки (дрофы), утки, гуси, речные курочки, цапли, водились волки, лисы, зайцы. Реки изобиловали рыбой: сазаном, окунем, были лини и особенно много раков.

Старожилы утверждают, что первые семьи, которые сюда переселились, — это Новолокины, Труфановы, Ситниковы, Столбовы, Евглевские, Костарные, Поливановы, Скребцовы, Лебединцевы, Репины из Воронежской, Рязанской, Брянской, Курской областей (губерний). Как рассказывал старейший житель того времени (1950 г.) Яков Григорьевич Скребцов, а ему рассказал его дедушка и отец, перво-наперво прибыло 30 семей.

Они достигли станицы Успенской (к тому времени она уже называлась не слобода, а станица). Успенская образована с 1804 года, а будущую Новолокинскую начали заселять с 1837 года. Нашим переселенцам в Успенской нашлись знакомые и родственники (они тоже были из одних и тех же губерний). Они их приютили на зиму, а весной всем табором высадили на будущей новолокинской земле.

Станица Успенская для Новолокинской считалась крестной и по-казацки старшей сестрой. Первые труженики и защитники границ прибыли на эти земли в христианский праздник Успения Пресвятой Богородицы, поэтому и назвали Успенской. Успенцы, чем могли, тем и помогали новолокинцам. Даже церковь была долгое время общей.

Земельный отдел Кавказского казачьего отдела выделил и отмежевал новолокинцам земли, где до сих пор и живем мы, потомки. Государство очень помогло крестьянам встать на ноги и приступить к охране Российской границы (Указ императора Николая I).

Успенцы оказали большую помощь по поднятию целинных земель, создали несколько цехов обработки (выделки шкур животных).

Был выстроен небольшой кирпичный завод. Позже завод построили в восточной стороне станицы, около Казеева моста через реку, так как там залегала желтая глина высшего качества. Грубую одежду изготавливали из кожи животных, шерсти и конопли.

ОБУСТРОИЛИ БЫТ

За три года в станице возвели около 100 саманных и деревянных, крытых камышами, домов. Вода в реке была пригодна в пищу, но жители Колесников, Колчанов, Центральный, Кутинский нашли и обустроили колодцы с ключевой водой. Купцы открыли свои лавки по продаже мануфактуры, соли, сахара, керосина. остальное было свое: хлеб собирали не менее 100 пудов с десятины (десятина — 1,45 га), картофеля накапывали горы и собирали хорошие урожаи кукурузы.

Природные богатства и выращенные урожаи, зерно, скот, и особенно раки, позволили торговать даже с Петербургом и Москвой. Совершал торговые сделки посредник Демик, управляющий спиртовым заводом. В конце XIX и начале XX века по правую сторону дороги на станицу Успенскую, возле кирпичного завода, была выстроена и оборудована прессами местная маслобойня. Давили собственное масло из подсолнечных семян. Эта мини-фабрика давала половину дохода в бюджет поселения.

В станице была построена мельница, мололи зерно на муку. Выходили лучшие сорта муки. Пользовались ее услугами новолокинцы, успенцы и жители близлежащих сел Ставрополья. Мельница была водяной, громадное колесо с корытообразными лопастями вращалось при помощи воды, падающей с большой высоты. Для этого было оборудовано водохранилище, вода шла из реки Калалы. Вал приводил в движение мельничные жернова из двух кругов из скалистого камня в диаметре 2-2,5 метра. Потом на этом месте была построена гидроэлектростанция мощностью 1000 кВт.

Руководили хозяйством Николай Константинович Труфанов и Василий Ильич Кузнецов. Денег, полученных от своих доходов, государства и военного ведомства полностью хватило на всестороннее развитие станицы. Действовали кустарные цеха — сапожные, портные, кузнечные, мукомольные. Произведенные товары продавали в станице и на окрестных базарах: в Кавказской, Песчанокопской, на Ставрополье.

Казаки, помимо трудовой деятельности, исполняли воинские обязанности: несли действительную службу, участвовали в военных сборах. Лагеря собирались по месяцу в год. Были постоянно готовы к отражению любых провокаций воинствующих горцев.

Чтобы обезопасить населенные пункты, по окраинам станиц рыли глубокие траншеи, высаживали густо растущие деревья: карагач, колючие кустарники, терн. На окраинных подворьях вдоль околицы выкладывали над канавами наземные валы из хвороста, камыша и различных отходов высотой до 2-х метров.

ТРУД ДО СЕДЬМОГО ПОТА

Женщины-казачки работали в поле, выращивали скот и птицу, трудились и рожали детей. Детей в семьях было много, от 7 и более. Казаки пахали на быках, запряженных парами в ярмо из березовой древесины. Как управляли тягловой парой? Подросток вел спереди по борозде быков. Сзади плуга шел взрослый, прижимая и регулируя плуг до глубины 12-14 сантиметров. Таким образом за день вспахивали по 1 десятине.

Засевали поля в большинстве вручную, с последующим боронованием. Косили также вручную. Молотили потом кто как мог: цепами, каменными катками, паромолотилками. Урожай был по тем временам высокий. Хватало и на продажу, и на еду. Не голодали.

Занимались конным делом, выращивали, ухаживали за лошадьми, джигитовали, соревновались между собой на площадях для конного спорта на окраине станицы. На традиционные скачки собирались и стар, и млад. Станичники выходили на этот праздник семьями. Лидерами в состязаниях по рубке лозы на скаку, в джигитовке, скачках и других видах были Репины, Авиловы, Семьяковы.

СТАНИЦУ НАЗВАЛИ В ЧЕСТЬ КАЗАКА НОВОЛОКИНА

поселение тогда считалось еще хутором, но было размером в станицу. По просьбе жителей хутора, Успенская казачья сходка дала согласие на самостоятельное отделение и переименование в станицу.

Встал вопрос: как назвать? К тому моменту отличился у хуторян есаул из семьи Новолокиных. Он приезжал из гвардии на побывку к родителям, к Новолокиным. Они же были первыми, кто ступил на эту землю. Военные из этого рода много сделали в наведении порядка в отношениях между кочующими племенами в южной части Кубани и Ставрополья. Поэтому при окончательном голосовании было решено: станицу назвать по имени первого казака — Новолокинской.

Станица стала бурно развиваться и расширять свои владения. К Первой мировой войне, революции, Гражданской войне здесь было более 500 дворов, построены школа на два класса, церковь, баня, кирпичный завод, мастерские. Имелся станичный совет.

Атаманство

Станичными атаманами известны Евглевские, Ситниковы, Костарные, Репины. До Первой мировой и Гражданской войн, станицы Новолокинская и Успенская считались лучшими в Кавказском казачьем обществе, особенно в казачьем деле и службе императору.

Вся эта история покажется вечностью, но если посчитать, всего-то станица просуществовала от становления до Октябрьской революции 80 лет.

(Продолжение следует.)

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления