Георгий Иванович – сын полка. Связь поколений жива

Общество 13.04.2015 13:21

На зимних каникулах мы с отцом решили навестить своих родственников в Самаре. Поездка обрадовала меня не только долгожданной встречей с братьями и сестрами, но и тем, что ехать предстояло на поезде. Чаще всего мне приходилось путешествовать на автомобиле, автобусе или совершать перелеты на самолете. А ведь нет ничего более приятного, чем под перестук колес созерцать проплывающие за окном вагона зимние пейзажи, мечтать или беседовать за стаканом ароматного чая…

Куплены билеты. Мы стоим на перроне и ждем прибытия поезда. Сердце замирает от предвкушения поездки: последний раз я путешествовал таким образом, когда мне было девять лет.

Состав пришел без опоздания, и мы отправились в путь. Как только оказались в вагоне, какая-то нега разлилась по всему телу: здесь было тепло и уютно (на станции успели продрогнуть из-за слякоти и сырости). Войдя в купе, увидели своих попутчиков: пожилого седовласого мужчину и миловидную женщину средних лет. Нам пришлось потревожить их, пока размещали вещи (наши полки были верхними).

Я некоторое время наблюдал за сухоньким старичком. Трудно сказать, сколько ему лет, но мне бросились в глаза его руки. Он держал газету, и она чуть подрагивала. Видно было, что много потрудился этот человек. Около него заботливо суетилась женщина, подсовывая под бок одеяло, чтобы не продуло, и поправляя подушку за его спиной. Познакомившись и разговорившись, мы узнали, что мужчину зовут Георгий Иванович, он со своей дочерью едет в Волгоград.

Сначала беседа завязалась о погоде (где-то зима задержалась), о росте цен на продукты. Когда выяснилось, что мой отец историк, разговор пошел о санкциях против России и политике в целом. Мне было интересно наблюдать за беседой двух мужчин разных поколений, услышать их точку зрения о положении современной России в мировом сообществе. Ирина Георгиевна тоже внимательно следила за диалогом.

Вдруг Георгий Иванович замолчал: из приглушенного динамика перестала звучать музыка, и диктор сообщил последние новости. Отец привстал и прибавил звук. Наш попутчик нервно откинул седую прядь со лба и раздраженно сказал: «Ну вот, опять. Дожили!» По радио прозвучала новость о том, что премьер-министр Украины Яценюк заявил о вторжении Советских войск в Украину и Германию во время Великой Отечественной войны. Лицо Георгия Ивановича резко изменилось, стало отрешенным. Он будто вглядывался вдаль и мысленно находился далеко за пределами нашего купе.

— Папа, успокойся. Не стоит обращать внимание на такие высказывания. Это же намеренная провокация, — сказала наша попутчица и обняла старика за плечи.

— Еще мальчишкой он потерял родителей, стал сыном полка и воевал в Сталинграде. Поэтому так остро воспринимает любое искажение фактов о войне, — пояснила нам Ирина Георгиевна.

Она рассказала, что Георгий Иванович был коренным сталинградцем. Его отец и старший брат добровольцами ушли на фронт и погибли в боях под Москвой. Когда началась бомбежка Сталинграда, у Жоры погибли мать и сестра. Так четырнадцатилетний подросток был вынужден какое-то время находиться вместе с бойцами на передовой. Они пытались эвакуировать его через Волгу, но из-за постоянных бомбежек и обстрелов это не удавалось. Однажды, во время очередной бомбежки, находившийся рядом боец закрыл мальчика своим телом. В итоге солдат погиб, а Георгий остался жив. Многие мальчишки в годы войны хотели сражаться с врагом, быть на фронте, но из-за малого возраста не могли осуществить мечту. Георгию судьба предоставила такой шанс – он стал сыном полка.

Самое страшное время наступило в конце августа 1942 года, когда фашисты решили выбить наши войска и продвинуться к Волге. С утра до ночи беспрерывные налеты вражеской авиации, бомбежки, в перерывах между которыми бойцы поднимались в атаку и отражали наступление врага. Сын полка был в Сталинграде до самого победного конца. Со своим полком Георгий Иванович дошел до Минска и был оставлен там для восстановления сил. Вскоре он поступил в суворовское училище, окончил его, и всю свою жизнь посвятил службе Отечеству. После выхода на пенсию переехал на Кубань, где сейчас и живет. Каждый год в январе отец с дочерью ездят к родственникам в Волгоград, чтобы отметить годовщину освобождения города от фашистов и почтить память погибших родных и однополчан.

Вот такую историю поведала нам Ирина Георгиевна. Ее отец вместе с нами слушал рассказ дочери. Морщины на его лице разгладились, он будто бы стал моложе.

— Бойцов этих заслуга, что сберегли меня. Все, что было у них, мне отдавали: и еду, и одежду, и тепло души своей. Каждый относился ко мне, как к родному. Ведь дома у них семьи остались, а у многих война все отобрала…

И вновь ожил ветеран, с увлечением и гордостью стал рассказывать о героических подвигах своих однополчан и жителей Сталинграда, своих фронтовых буднях. Незаметно с перерывами на чаепития и обед пролетел день, наступил вечер. Мы вновь вернулись к теме фальсификации исторических событий.

— Как же можно позволять на весь мир говорить такие вещи, ведь мы, очевидцы и участники тех страшных дней, еще живы?! Нельзя клеветать на эту тему никому. Ведь это предательство памяти миллионов погибших! — в сердцах произнес Георгий Иванович.

Мы все были согласны с ним. Наверное, каждый подумал о том, что он может сделать, чтобы не прервалась живая нить памяти. Я решил, что напишу об этом в районную газету. Уверен: мой отец уделит еще больше времени вопросам сохранения исторической справедливости и беспримерному героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны на своих уроках. А Ирина Георгиевна просто будет продолжать заботиться о своем отце, уделять ему как можно больше внимания.

За окном вагона стемнело, наши попутчики стали собираться. Постучавшись в купе, проводница сообщила, что поезд подъезжает к Волгограду. Мы вышли в коридор, чтобы попрощаться. Поезд ехал по железнодорожному мосту через Волгу.

— Вот смотри, внучок, какая она – наша Родина-мать! Стоит, красавица, столько лет людям о войне той страшной напоминает. Чтобы не забыли, чтобы помнили!

Старик снял шапку и смахнул рукой слезу так быстро, будто извинялся за эмоции. Я взглянул в окно и замер: подсвеченная огнями, вся в розовом свете, с мечом в руке на огромном кургане возвышалась монументальная фигура Родины-матери. Казалось, она и сейчас стоит на охране южных рубежей нашей страны. Состав стал притормаживать, мы попрощались, наши попутчики сошли на станции.

Я долго смотрел, как не спеша шли по перрону отец и дочь. Только тут я понял, что не спросил фамилию ветерана. Но потом подумал: ведь это не столь важно, ведь таких, как Георгий Иванович, сынов полка, маленьких героев большой войны, был уж точно не один десяток. Гораздо важнее — это исполнить завет ветерана: сохранить память о героях, отстоявших независимость нашей Родины, и не допустить искажения фактов о Великой Отечественной войне. Это особенно важно в преддверии 70-летия Победы над фашистами…

Поезд уносил нас все дальше от заснеженного Волгограда, наступила ночь. Я не мог уснуть. Лежал и думал о том, какое счастье, что тогда в сорок пятом МЫ победили! Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Память об участниках великих событий должна навечно остаться в наших сердцах. Мы должны как можно больше узнать о подвигах наших дедов и прадедов – славных защитников Родины! Пока мы помним о них, жива связь поколений. А значит, жива Россия!

Д. СОРОКИН, юнкор СОШ № 12

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления