Храм разрушили, но веру не уничтожили

Общество 13.04.2015 12:36

Житель ст. Новолокинской Д. Семьяков прислал в редакцию заметки с воспоминаниями о том, как в советское время в станице была разрушена старинная церковь. Дмитрий Александрович был в то время еще ребенком, но помнит все отчетливо и ярко.
…В ст. Новолокинскую мы прибыли с большой делегацией выездной приемной. Пока специалисты вели прием граждан, мы с ветераном, участником войны отправились на то место, где раньше стояла церковь Архистратига Михаила. Теперь рядом с этим местом – мемориал памяти воинам Великой Отечественной войны. Поодаль виден новый храм со сверкающим куполом.
– Мы пережили время, когда сотни церквей уничтожили по постановлению Советского правительства, — рассказывает ветеран. — Тысячи служителей духовенства были арестованы, без суда и следствия расстреляны или высланы в отдаленные места. Такая же судьба постигла и нашу церковь в станице Новолокинской. Построена она Кавказской епархией в начале 20 века, но прослужила очень мало.
Живы потомки тех, кто строил. Один из строителей, опытный плотник-столяр Павел Половинкин, после воздвижения церкви остался жить в станице Новолокинской. Родилась у него дочь Евдокия, которую выдал замуж за Александра Ковалева, приезжего парня из Москвы, выучил его своему ремеслу. Сам он впоследствии стал лучшим плотником в колхозе.
ПОД ЗВОН КОЛОКОЛОВ
Вот как с любовью пишет о церкви-страдалице автор:
«Церковь была деревянная, двухуровневая. Ее окрестили и назвали в честь святого архангела Михаила Архистратига. Она была очень красивая и величавая — шарообразный купол, колокольня, устремленная к небу, и четыре малых купола, покрытые золотистой краской, которые ослепляли и освещали своими лучами все вокруг. Колокола закупили медные. Самый большой весил 30 пудов. Звон главного колокола был слышен в хорошую погоду по надводной глади реки Калалы в станице Успенской. А звон главного колокола из ст. Успенской был слышен у нас в Новолокинской.
Церковь в ст. Успенской была такой высокой, что, выйдя у нас на бугор на «кряжу», можно было ее увидеть, как на ладони, потому что тогда не было лесопосадок и больших деревьев, закрывающих обзор.
Главный крест новолокинской церкви был изготовлен из чугуна, размером под 2 метра, покрытый позолотой. Крыша была отделана специальным оцинкованным железом. Изгороди вокруг не было, но все чисто и благоустроенно. Последним диаконом новолокинской церкви был Илья Евдокимович Хаустов. Он больше всех отстаивал и уговаривал Советы не разрушать церковь. За что его выслали, потом был на фронте, служил после войны в ст. Ново- Александровской. Умер в пятидесятых годах.
При церкви служил церковный хор. Кроме диакона Ильи Хаустова, пели: Сергей Евдокимович Хаустов, Фома Иванович Щетинин, Марк Дмитриевич Звягинцев, Матвей Ильич Кузнецов, Александр Прохорович Семьяков, Александр Петрович Ковалев.
Новолокинская церковь исполняла все праздники и другие мероприятия. Население в то время составляло около 2 тысяч человек. Все жители очень любили и гордились своей красавицей».

А ПОТОМ ЗДЕСЬ КРУТИЛИ «ФИЛЬМУ»
После издания постановления ЦИК СССР (Центральный исполнительный комитет) все церкви стали закрывать и отдавать в распоряжение других учреждений. В помещении церкви стали ставить пьесы, спектакли, демонстрировали немое кино. Первым фильмом был «Чапаев». Подвешивали экран поближе к алтарю, устанавливали аппарат, ставили стол, на него — «динамо» для выработки электроэнергии, чтобы осветить пленку и экран. «Динамо» крутили по очереди десяток пацанов, за это их пускали бесплатно в кино. Стоимость билетов тогда была 10-15 копеек.
Но потом настало смутное время для народов СССР. Опять же по распоряжению ЦИК начали разрушать церкви, храмы, соборы. Жители станицы просили сохранить местную церковь как архитектурную память. Но Советы просьбу отвергли. Пришло время ломать и новолокинскую красавицу (примерно в 1934 году). В один из осенних дней все было подготовлено для этого. По решению Ильинского райисполкома строительный материал предназначался колхозу «Коминтерн» — бывшей коммуне.
– Вы знаете, – говорит Дмитрий Александрович, – а ведь колхоз «Коминтерн» и хутор Коминтерн постигла горькая участь забвения. Но люди до сих пор помнят, собираются на месте, где был хутор, отмечают годовщины. Я об этом обязательно напишу.
Но вернемся к нашей истории. Вот что пишет в своих мемуарах Д. Семьяков.
КАК УМИРАЛА МАТУШКА-ЦЕРКОВЬ
Все началось с того, что был разобран внутри венец, чтобы начать ломать верхнюю часть. На высоте пришлось закрепить за крест довольно толстую веревку (смельчаки нашлись из комсомольцев и активистов). Печальное зрелище еще помнится… Веревка толщиной 5 сантиметров, длиной 60 метров, наброшена была на крест и протянута в направлении хаты Ипатовых. Люди даже опасались, что купол и крест при падении могут повредить хату. Красногвардейцам было приказано взяться за веревку и свалить верхнюю часть церкви. Наблюдать за этим процессом еще рано утром сошлась вся станица.
Когда послышался треск деревянных конструкций, старики и старухи, все верующие и любящие свою церковь, пали на колени, а потом и на четвереньки, плакали, кричали, ревели, стонали, падали в обморок. Шум был такой, что ничего не разобрать. Обращались к небу, к Богу, прося у него прошения за грех.
Картина была, как на Страшном суде. А житель станицы Сергей Евдокимович Хаустов (из бывшего церковного хора) прямо там, на площади, исполнял молитвы господу Богу и песнопения. Вскоре он был арестован, дали ему 10 лет, часть из которых провел в лагерях, затем на фронте Великой Отечественной войны. После вернулся домой…
Верхняя часть с крестом упала не плашмя, а под основание церкви. Крест вонзился очень глубоко, обломался и остался в земле (лежит он и до сих пор там). При падении стены вдребезги разбились, тучи пыли, стая переполошенных птиц… Показалось, будто взорвалась бомба. Люди в слезах и скорби разошлись по домам. Так умерла наша матушка-церковь.
Деревянные остатки от стен были определены по распоряжению райисполкома на строительство коровника и свинарника в колхозе «Коминтерн». На десяток разведенных ходов грузили бруски, бревна, фанеру с церковными изображениями и на быках отвозили на стройку. За месяц все было убрано и разровнено. Иконы и другую церковную утварь разобрало население. Часть была уничтожена.
ВОСКРЕШЕНИЕ
Предприниматели братья Гридины помогли построить новый, небольшой храм Архистратига Михаила в 2009 году. Станичники тоже исполнили свой христианский долг — новолокинцы принесли в храм сохраненные в годы репрессий иконы. Большое спасибо прихожанам! Возведение нового храма залечило раны от разорения старого храма.
…Прощаясь с ветераном, подумала: храмы для многих русских верующих людей, несмотря на десятилетия гонений, забвения, остаются источником веры, надежды, любви, выживания. Они — связующая нить поколений, колыбель нашей силы духа.
КАК БЫЛО
Церковь была деревянная, двухуровневая. Ее окрестили и назвали в честь святого архангела Михаила Архистратига. Она была очень красивая и величавая — шарообразный купол, колокольня, устремленная к небу, и четыре малых купола, покрытые золотистой краской, которые ослепляли и освещали своими лучами все вокруг. Колокола закупили медные. Самый большой весил 30 пудов. Звон главного колокола был слышен в хорошую погоду по надводной глади реки Калалы в станице Успенской. А звон главного колокола из ст. Успенской был слышен у нас в Новолокинской.

Подготовила Ю. КУЛИКОВА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления