Дети, хрупкие душою

Общество 04.08.2014 11:08

В Интернете и по телевизору в популярных передачах и шоу типа «Пусть говорят» рассказывают о фактах проявления жестокости подростками, вплоть до смертельных исходов, а также суицидах среди детей. И примеров таких довольно много. Что стоит за этими фактами? Попробуем разобраться…
В начале февраля в Подмосковье был случай, когда отличник расстрелял учителя географии якобы из-за того, что преподаватель занижал ему отметки и, таким образом, лишал его шанса получить аттестат с отличием. По другой версии, ученик, увлеченный жестокими компьютерными играми и мечтавший стать киллером, «самореализовался»… Трагедия в городе Владимире, когда двое подростков 14 и 16 лет до смерти замучили на пилораме своего сводного брата 7 лет, о чем рассказало НТВ в передаче «Чрезвычайное происшествие», так же потрясло многих… Две девчонки-школьницы подрались, одна попала в больницу, другая – в тюрьму. А началось с того, что они встретились в парке и стали оскорблять друг друга, не стеснялись в выражениях, звучала нецензурная брань, после чего одна ударила другую. Вторая ответила. Девчонки схватили друг друга за волосы и начали бить кулаками. В тот момент они не думали о последствиях драки… Двое мальчишек подростков из российской глубинки, прежде ставившие жестокие опыты на животных, заманили в брошенную баню своего ровесника, где подвергли его издевательствам и мучениям, а потом спрятали труп в баке.
Правоохранительные органы свидетельствуют, что причины преступлений, совершаемых подростками, отличаются от тех, что совершаются взрослыми. По их мнению, это происходит чаще всего на почве национальной или религиозной ненависти или вражды, из корыстных побуждений, с целью скрыть другое преступление. Но мне кажется, здесь задействованы другие социально-психологические факторы.
С суицидами в нашей стране и вовсе страшная картина. Динамика этих ужасных смертей среди несовершеннолетних растет! Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов отмечает: на 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. По общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире — после Литвы, Кореи, Казахстана, Белоруссии и Японии. Однако по уровню самоубийств среди несовершеннолетних 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых — в мире.
«К сожалению, до сих пор нет четкой и честной статистики по этому поводу. По нашим данным, в России ежегодно происходит четыре тысячи попыток самоубийства среди подростков. Детям порой просто не к кому обратиться за помощью. Учителя, органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. При такой тяжелой ситуации 65% школ не имеют в своем штате психологов», — отметил Павел Астахов (из Internet-сайта).
В нашем районе есть психологи в образовательных учреждениях: в садах и школах. И вроде ничего страшного пока не происходит. Но так ли безветренно, как кажется? В редакцию поступило письмо от нашей постоянной подписчицы и внимательной читательницы, жительницы с. Белая Глина. Она рассказала случай, который навел ее на тревожные размышления.
Женщина торопилась в этот день, быстро шла по своим делам. Увидела на перекрестке рыдающую девочку-подростка, которая двигалась погруженная в свои переживания и что-то невнятно бормотала. Женщина, отставив свои проблемы, попыталась остановить ребенка и утешить, но она не реагировала.
«Опасаясь за нее, я последовала за ней, — читаем в письме. — Шедшие навстречу люди также пытались заговорить с девочкой, но реакция ее была прежней. Погруженная в горе, она не сразу отреагировала даже на звонки своего телефона. Но потом ответила на вызов и вместо того, чтобы успокоиться, разрыдалась. Я слышала, как она рассказывает, по-видимому, своей подруге, о случившемся в школе. Учитель заподозрила ее в какой-то гнусности и, вызвав на разговор, оказывала психологическое давление, заставляя признаться. Но девочка была не виновна и ровным счетом не понимала, что происходит. Кроме того, испытала жуткий стресс от необоснованных обвинений. По-видимому, педагог не хотела ее слушать и не желала объективно во всем разобраться, а просто выместила на ребенке зло».
На душе – неприятный осадок. Что же происходит с нами, если мы стали такие черствые, бездушные? Почему некоторые педагоги – инженеры детских душ – позволяют себе психологически калечить ребятишек? Рассказала ли она о случившемся своим близким? Нашла ли понимание и поддержку в кругу семьи? Хотелось бы верить, что все закончится хорошо, но в любом случае рубец на душе после таких ужасных конфликтов останется надолго. Ведь это хрупкое создание – ребенок. Причем, это те, кто завтра будет руководить государством, работать на предприятиях, в учреждениях, создаст свои семьи и будет воспитывать следующее поколение. Что заложим в их души, то и пожнем лет через 10. Стоило ли то, из-за чего учительница напустилась на девчонку, таких переживаний и взвешивала ли она обоснованность таких педагогических воздействий и их последствия? Вопросов много, а ответов на них нет.
А ведь есть и другие примеры, когда педагоги умело и деликатно решают такие вопросы. В частности, в одной из творческих групп Белой Глины стали пропадать конкурсные работы, то есть лучшие рисунки, в которые было вложено много труда автора. Может, кто-то сводил свои маленькие счеты или копил чужие работы для собственного поступления в специальное учебное заведение – не известно. Но ситуация была более чем неприятная, тем более, в отделении, где все друг другу доверяют и живут как одна семья. Такое случилось впервые за все время существования кружка.
Педагог сразу «вычислила» виновника, но не поступила так, как описывает в письме очевидец детских переживаний. Она смогла поговорить мудро и убедительно, не унизив подозрениями и не нанеся вреда психике подростка. И пусть работы не были возвращены, я думаю, это стало ей уроком. Ведь зачастую простить с любовью намного действенней, чем обвинить и покарать. Как говорится, лучше оказаться обманутым, чем обвинить невиновного. И пока нет стопроцентных доказательств вины, разве можно оговорить человека, ведь в случае ошибки будет унижено достоинство честного человека.
Еще один нюанс: а считает ли взрослый несовершеннолетнего ребенка человеком? Предполагает ли в нем хоть какое-то собственное достоинство? Прокомментировать изложенное мы попросили педагога с 35-летним стажем, маму троих успешных детей, социального педагога детского сада № 1 Ольгу Бойко. Вот что она сказала:
— Причина жестокости детей, и об этом мы постоянно говорим и на родительских собраниях, и в местной прессе, — недостаток душевности, внимания со стороны самых близких взрослых, подмена воспитания телеэфиром, напичканным жестокими фильмами, мультиками, компьютерными играми, где реальная боль и смерть, показанные довольно убедительно, подменяются возможностью начать сначала, на новом уровне. Смерти, боли вроде как и нет… И еще — столкнувшись с жестокостью по отношению к себе, ребенок почти стопроцентно так же будет психологически готов к проявлению жестокости по отношению к более слабому. Описанный случай конфликта с педагогом вопиющий и, без сомнения, заслуживает сочувствия ребенок, ведь ее позиция изначально была слабее: ее никто не слушал, у нее нет жизненного опыта и психологической подготовки, чтобы противостоять таким нападкам.
Чтобы помочь своему ребенку выстоять в аналогичных ситуациях, родителям необходимо учить его навыкам общения с людьми разных возрастных и социальных категорий. Во-первых, объяснить, что нет безвыходных ситуаций, все можно решить, все «разрулить». Та проблема, которая малышу кажется нерешаемой, может оказаться при разговоре по душам сущим пустяком. Приведите примеры, дайте понять, что ребенок может в любой ситуации рассчитывать на ваше понимание и поддержку. Во-вторых, даже маленький может научиться аргументировать свою правоту, не пасовать. Есть специальные формы и приемы. А еще полезно критически разбирать любую ситуацию со своим ребенком, проговаривать то, что увидели, осмысливать вместе. Я, например, не запрещала своим детям дружить с ребятами, у которых было отвязное поведение. Но вместе со своими детьми, дома, обговаривали поступки – что было правильно, что не правильно, как надо было поступить. Постепенно они научились анализировать происходящее и давать самостоятельно верную оценку, осознанно делали выбор хорошего. Главное, чтобы было доверие в семье, чтобы ребенок оттуда, порой, несправедливого и злого внешнего мира, все нес домой, все рассказывал маме, находил у нее поддержку.
Научить детей не замыкаться, быть терпимыми к разным проявлениям человеческого характера (каждый человек не идеален, и надо уметь снисходительно относиться к тому, кто не прав, даже к тем, кто обижает тебя). Дайте ребенку разное «оружие» на разные случаи, научите его противостоять возможным проблемам еще до их появления. И будьте готовы в случае необходимости пообщаться с педагогом, с детьми, любыми членами сообщества, вызвавшими конфликтную ситуацию с участием вашего ребенка. Разговор нужно строить исходя из конкретной ситуации, но лучше – всевозможно избегать эскалации конфликта, проявить дипломатичность, такт. Порой желание найти совместные пути решения спора подвигают противоположную сторону в ваши союзники. Психологи советуют каждому работать со своим ребенком дома, окружать вниманием и готовить к реалиям жизни, своим поведением показывать приемы грамотного общения с людьми, избегания конфликтов, примирения.

ОТ РЕДАКЦИИ. Тема, затронутая автором, не исчерпывается данной статьей. Хотелось бы узнать мнение и других наших читателей. Звоните, пишите, обращайтесь.

С. ШЛЯПНИКОВА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления