ТОСовцы повысили квалификацию в Сочи

Общество 23.05.2014 12:21

17 мая в парке культуры и отдыха с. Белая Глина царило необычайное оживление. Аллея напоминала Старый Арбат — куда ни обратишь взор, увидишь мастеров декоративно-прикладного искусства, представляющих свои творческие работы. Поделки из фанеры, картины, ювелирные украшения, сувениры на свадебную тематику можно было не только рассмотреть, но и купить. Столики парикмахеров и визажистов обступили женщины и юные барышни. Каждой хотелось получить бесплатную консультацию стилиста, познакомиться с работами экспертов в области красоты.
По парковой аллее прогуливались очаровательные девушки в белоснежных свадебных нарядах, и это не случайно! В рамках VIII международной акции «Ночь музеев» проходил фестиваль народных свадебных обрядов и традиций «Свадебный вечор». Инициаторами и организаторами мероприятия выступили белоглинский историко-краеведческий музей, сотрудники отдела ЗАГС, свадебный салон «Виктория» и салон «Фотоподарки», управление культуры района. Украшенная в кремовато-розовых тонах, сверкающая огоньками гирлянд сцена танцевальной площадки и входная цветочная арка придавали месту проведения фестиваля особую торжественность.
Старт фестивалю дал хор учащихся ДШИ. Детские звонкие голоса возвестили о начале праздника. Начальник управления культуры Ирина Белявская объявила об открытии фестиваля.
Ведущие программы Наталья Чистякова и Андрей Ковалев рассказали гостям о свадебных традициях, бытовавших в старину на Кубани, пословицах и поговорках. О незамужних девицах и холостых парнях народный фольклор сложил немало присказок. Наши предки говорили: «Не женат — не человек, холостой – полчеловека. Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет». В недалеком прошлом засидеться в девках тоже считалось большим несчастьем. Каждая девица мечтала быть «мужней женой», о чем поведала гостям Александра Попова, исполнив старинную русскую песню «Пташечка».

СВАТОВСТВО. ДЕВИЧНИК
Свадьба на Руси традиционно начиналась со сватовства и сговора. Стороны будущих родственников договаривались о расходах, подарках и приданом. Все это происходило в доме невесты, где готовилось угощение.
А в свадебном укладе жителей села Кулешовки невеста звала на свадьбу будущих родственников, свекра и свекровь, одаривала жениха рубахой. С этим обрядом гостей познакомили образцовый фольклорный казачий ансамбль «Родничок Кубани» (рук. заслуженный работник культуры Кубани Иван Ганус) и народный вокальный ансамбль «Кубанское намысто» (рук. заслуженный работник культуры Кубани Раиса Ганус). Говор кулешовцев, шутливые прибаутки и песни всем пришлись по душе. Аплодисменты зрителей не смолкали.
Свадебный обряд сменился веселой викториной. Вопросы, конечно, о самом главном событии в жизни – свадьбе. Участникам фестиваля необходимо было угадать, как называется домотканый спутник каравая, с чем приходят сваты в дом к родителям невесты, по каким знакам отличия можно узнать свата.
Ведущая праздника поведала собравшимся о традиционно девичьем предсвадебном обряде, именуемом в народе девичником. А образцовый ансамбль народного пения «Росинки» детской школы искусств с. Белая Глина под руководством Валентины Карпушиной этот обряд исполнил. Девочки пели старинные белоглинские песни, которым их научила Валентина Стадникова – солистка ансамбля «Родник». Валентина Николаевна рассказала о том, как проходили девичники в ее молодые годы. Традиции добрые, обрядовые не уходят в прошлое. Молодое поколение перенимает ценные знания у старших, сохраняет самобытную культуру своих предков.

СВАДЕБНЫЙ КАРАВАЙ
Неизменным осталось присутствие на свадьбе каравая. Этой традиции много сотен лет – впервые караваи появились на русских свадьбах еще в языческие времена. Пшеница символизировала богатство, процветание, успех, и выпеченный в форме солнца хлеб золотого цвета представлял собой символ удачи и жизни в достатке.
Чтобы приготовить настоящий свадебный каравай, приходилось повозиться: считалось, что воду для него нужно набрать из семи разных колодцев, а муку отсыпать из семи разных мешков.
Кроме того, приготовление этого хлеба поручалось только замужней женщине, счастливой в браке и воспитывающей здоровых детей.
Считалось, что лишь такая хозяюшка передаст свадебному хлебу положительную энергию, столь необходимую молодоженам. Выпекался каравай накануне свадьбы в доме жениха.
Народный фольклорный ансамбль «Родник» под руководством Марины Каткевич «испек свадебный каравай». Нарядные женщины в традиционных русских костюмах, как встарь, исполнили свадебные песни, которые пели их мамы и бабушки, когда ваяли самый главный каравай будущей семейной четы.
Андрей Ковалев рассказал о предназначении обрядовой сдобы. Подносить хлеб-солнышко молодоженам полагалось после венчания, причем, подавала его мать жениха. Каравай было принято класть на красивый вышитый свадебный рушник и подносить супругам для поцелуя. Каравай не ели, не пробовали, не ломали и не кусали, его трижды целовали! После этого хлеб резали на кусочки и разносили всем гостям. Уже не для поцелуев, а для еды. Устроители «Свадебного вечора», как и полагается, разрезали душистый хлебушек и угостили им присутствующих.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЛОДЫХ
На Руси день бракосочетания начинался очень рано. На заре в доме невесты совершалось таинственное действо — палили постель и пели особенные песни-заговоры. С этим замечательным обрядом всех познакомил народный театр казачьей песни «Во светлице» ст. Успенской (рук. Игорь Дергоусов). Лет 20-30 назад символичное сжигание постели (пучка соломы) было обязательным. Оно означало уход девушки из родительского дома навсегда. В народе говорили: «Спать тебе, девица, у мамки да отца больше негде. Теперь твоя постель в доме мужа, там и живи».
Все в народных преданиях, песнях, сказаниях имело глубокий смысл. Народный вокальный ансамбль «Сударушка» (рук. Валентина Шкребко) исполнил песни, которые пели на сельских свадьбах в наши дни. Свадебные традиции зависят от местности и категории населения. В Белой Глине, например, перед тем, как жениху отправиться за красавицей-невестой, родители благословляют его иконой. Автомобиль молодоженов непременно переезжает через разосланную во дворе шубу, что, по поверью, обязательно принесет в дом молодоженов достаток и благополучие.
Издавна, когда жених со сватами приезжает за невестой, начинается веселая церемония ее выкупа. В ст. Успенской выкупают невесту согласно старинному казачьему церемониалу. Народный театр казачьей песни «Во светлице» представил зрителям этот удивительный обряд.

МАЙ – НЕВЕСТУ ВЫБИРАЙ!
Тема фестиваля его организаторами была выбрана не случайно. Месяц май как раз открывает свадебный сезон. Хотя в настоящее время некоторые люди верят в придуманную кем-то примету о том, что если заключить брак в мае, всю жизнь будешь маяться. Специалист отдела ЗАГС Елена Сироткина развеяла нелепый вымысел и пригласила на торжество изумрудных юбиляров — супругов Шаламовых, которые вступили в брак в мае 55 лет назад. Георгий Иосифович и Валентина Михайловна оставили свои подписи в книге почетных юбиляров семейной жизни и поделились простым секретом семейного счастья.
— Мы с женой не маялись, всегда любили друг друга, жили в трудах и заботах, а потому ссориться было некогда, — шутливо заметил глава семьи и пожелал молодежи брать с них пример. Пожилая семейная чета принимала поздравления и аплодисменты гостей фестиваля. Сегодня они пример многим парам, сумевшим сохранить мир в семье и любовь, пережить нелегкие испытания, которые иногда посылает судьба.

КРАСОТА ОБРЯДА
Кульминацией фестиваля стала выездная регистрация брака. Гости замерли в изумлении, когда ведущие праздника пригласили на сцену Оксану Пикулеву и Валерия Комарова. Молодые люди обменялись обручальными кольцами, выпустили в небо белоснежных голубей, символизирующих верность браку, любовь и преданность, а также приняли поздравления всех присутствующих на фестивале гостей.
Сергей Башкатов исполнил для Оксаны и Валерия песню Е. Хрулевой «Невеста». В вальсе закружилась супружеская пара Комаровых. Восторженно аплодировали зрители молодоженам, ведь они стали свидетелями рождения новой семьи! Всегда особенно радостно видеть счастливую пару — гордого своей избранницей жениха и красивую в белом невесту…
В древней Руси белый цвет в подвенечном наряде невесты не использовался, он появился лишь в 19 веке. До этого традиционным цветом свадебного платья на Руси считался красный или зеленый. В те времена будущие невесты готовились к свадебному обряду заранее. Они собственноручно вышивали свадебные платья. По красоте и качеству сшитого подвенечного наряда судили о способностях будущей хозяйки. Голову невесты украшала повязка с пришитыми лентами разных цветов, которые ниспадали по спине. Это украшение называлось «красотой». В разные времена невесты также надевали на голову венок или знаменитый кокошник красного цвета. При царе Петре I, который хотел, чтобы в России все было, как в Европе, свадебные платья русских невест тоже изменились. Они стали копией тех, в которых выходили замуж европейки.
Об истории моды в 20-м веке ведущие не только рассказали, но и пригласили на подиум моделей в свадебных платьях прошлых лет. Вниманию гостей было представлено платье начала шестидесятых годов прошлого века, в котором выходила замуж жительница села Белая Глина Валентина Чубукина. Сама ведущая фестиваля Н. Чистякова была одета в подвенечный наряд тридцатилетней давности производства ГДР. В наше время необычно простенько и элегантно смотрится платьице второй половины восьмидесятых годов. Мария Жарикова представила наряд, в котором выходила замуж главный хранитель фондов музея Наталья Лысунова. Наталья Анатольевна о своем платье говорила:
— Сложно было купить в пору дефицита белоснежную красивую материю. И не каждая портниха бралась шить подвенечное платье, так как боялась испортить ткань.
История моды развивалась стремительно. В начале девяностых годов невесты отдают предпочтение гипюру и атласу, рукавам «фонарикам». Модель Екатерину Горбункову в таком платье с интересом разглядывала Нина Пономарева. Ее дочь когда-то затмевала своей красотой многих невест в представляемом платье. Юля Журкина пришла на «Свадебный вечор» в платье своей мамы Елены. Еще раз свои белоснежные наряды одели Янина Сотникова, Юлия Пшеничная, Анастасия Косторная, Александра Попова, изящная Наталья Крупинская.
«Невеста в белом всегда прекрасна», – заметил Андрей Ковалев, приглашая на подиум модель Надежду в платье Зои Дембовской. Ее наряд начала девяностых, расшитый бисером и искусственным жемчугом, и сегодня не уступает по красоте современным. Дефиле в стиле ретро сменил показ современных шикарных платьев, представленных спонсором фестиваля свадебным салоном «Виктория». Перед гостями предстали двадцать невест, и каждая — само очарование. Все безупречны, от кончиков волос до ноготков. Создавали образ невестам белоглинские визажисты и мастера парикмахерского искусства.
Красивый, обрядовый праздник собрал множество гостей. Народное искусство, традиции, обряды живы и передаются из поколения в поколение. И это главное.
Начальник управления культуры района Ирина Белявская отметила профессионализм талантливых экспертов в области красоты. Благодарственными письмами за участие в фестивале «Свадебный вечор», организацию и проведение были отмечены: визажисты Оксана Славгородская и Мария Переверзева, профессионал в области красоты Светлана Бунина, консультанты по красоте компании «Мэри Кэй» Людмила Цирульник и Юлия Пшеничная. Представила свои творческие работы косметолог-визажист Ольга Гайдабурова. Невесты все как одна — словно с обложки гламурного глянцевого журнала…
Также отмечены благодарственными письмами мастера-парикмахеры. Наталья Постельная, талантливый парикмахер–универсал, представила несколько своих работ. Ее умелыми ручками уложена не одна сотня локонов и сплетена дюжина замысловатых косичек. Розалия Караченцева просто мастерски укладывает самые непослушные дамские кудряшки, плетет косички. Дизайнер по прическам Анна Казарова – молодой, но уже состоявшийся мастер. Пока визажисты и парикмахеры завершали образы своих моделей, в толпе гостей праздника все увидели скромную девушку Галину Есину, искусно заплетающую девушкам замысловатые косички. Галина прибыла на «Свадебный вечор» в качестве зрителя, но с большим удовольствием примкнула к мастерам и уложила несколько причесок, как говорится, в режиме реального времени!
Также Ирина Белявская вручила благодарственные письма творческим коллективам, принимавшим участие в праздничной программе, поблагодарила спонсоров фестиваля: фотографа Ларису Стадникову (она же владелица салона «Фотоподарки») и хозяйку свадебного салона «Виктория» Викторию Глазатову.
Фестиваль в очередной раз собрал вместе богатство земли белоглинской — талантливых людей, хранителей своих традиций, творцов-созидателей.
Материал подготовлен при содействии администрации района, управления культуры.
Фото Л. Стадниковой.

А. ПАНОВА, специалист пресс-службы администрации. г. Сочи – с. Белая Глина.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления