Белоглинцы на Байконуре

Общество 15.04.2013 04:54

Сейчас идет призыв юношей в армию. В связи с этим хочу поделиться своими воспоминаниями, как я стал солдатом, хотя у меня в то время была бронь — плавил на заводе в Таганроге сталь, цветной металл. Хочу оговориться, что в нашем роду все мужчины служили и воевали по первому приказу Родины.
Я – сельский парень, окончил училище в Таганроге и там же варил сталь. А когда мой возраст подошел к призывному, отказался от брони и с желанием пошел исполнять свой гражданский долг.
В г. Батайске отправили на призывной пункт, стали распределять по родам войск. Приехали «купцы» и начали отбор физически здоровых, сильных парней, спортсменов в спортроту. И меня с друзьями зачислили в нее.
Шесть дней нас везли на восток. В часть прибыли ночью, а утро стало сюрпризом: мы — на Байконуре. Кругом — пески.
Месяц строевой подготовки и принятие присяги. Прошли курс молодого бойца. Зачитал присягу, хотя месяц нас учили, что знать ее должны наизусть, как Отче Наш. Подписали два документа о неразглашении государственной тайны на 15 лет. Двадцать лет молчал, что служил в таких войсках, пока в 80-е годы двадцатого столетия не стали по центральному телевидению показывать Байконур, космонавтов и учебные ракеты. С большим облегчением вздохнул, с души сняли тяжелый крест.
Служил в спортроте. В части был на должности старшего писаря, механиком по сборке ракет большой дальности. Успешно выступал на первенстве Вооруженных сил в соревнованиях по борьбе (классической, вольной и самбо), участвовал в спартакиаде ракетных войск СССР. За успешное выступление был награжден и поощрен отпуском домой на 10 суток на втором году службы. Надо сказать, что служить было интересно. Объездил весь восток — побывал в Алма-Ате, Ташкенте, Бухаре, Джамбуле, Чимкенте.
Климат здесь очень резко менялся, после теплой зимы 1-го марта сразу температура поднималась до плюс 30-40 градусов. Все оживало и цвело, но не долго — один-полтора месяца. Потом изнывали от жары, ведь воздух прогревался до плюс 50-55 градусов.
Однако постепенно привыкли к такой температуре, адаптировались. В 1964 году казалось, что дембель близок, все соскучились по родителям, родным. Но Америка объявила холодную войну. Куба сбросила оковы. СССР дружил с Фиделем Кастро, и надо было маленькую свободную страну поддержать в ее трудные годы.
Как сейчас помню, выстроили нас на плацу всем дивизионом, и командиры сообщили, что требуется помощь нашим братьям. Мы должны были с ракетами поехать на другой край света и защитить кубинскую революцию. И снова служба каждый день. Ждали объявление готовности № 1 до особого приказа. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выступил на большом форуме за границей и пригрозил Америке кузькиной матерью. И нам повезло. Холодная война постепенно «рассосалась», все нормализовалось. Отслужив 3,5 года, я демобилизовался.
Моему поколению Родина доверила служить в ракетных войсках, защищать самые элитные войска — полигон «Байконур».
Долгое время я являлся единственным на Кубани человеком, кто служил на космодроме. Но в начале 1990 года узнал, что пришел из армии один из лучших моих воспитанников секции борьбы, ученик СОШ № 12 Алексей Соболев. При встрече он рассказал, что был призван в Ленинск, на полигон «Байконур». А я помню, что в 60-х годах он именовался номером 10, как засекреченный. Затем переименовали в Звездный городок, а в 90-х — в Ленинск.
С интересом слушал я об изменениях, произошедших за 30 лет на Байконуре. Служил Алексей 2 года. Вернулся из армии младшим сержантом, стал свидетелем запусков ракет с космонавтами на борту. Занимался спортом, выступал за футбольную команду.
Смена караула пришла. Ждать пришлось не долго. В год дембеля Соболева осенью проводили в армию его тезку — Алексея Штафунова, который тоже попал в ракетные войска на полигон «Байконур», в пожарную команду № 434 спецподразделения. Туда брали самых сильных и грамотных бойцов. Поделился Алексей со мной, что поначалу пришлось нелегко, ответственность на них лежала огромная — частые учения по готовности, солдаты были всегда начеку, спали чутко, по тревоге за считанные секунды собирался весь расчет, на 30 метров в высоту выдвигали раскладные лестницы.
— Страшно было спасать людей с 9-го горящего этажа, — признался Алексей. — Однако нашей основной работой было присутствовать при запуске учебных ракет и с космонавтами на борту.
Алексей служил 2 года. Являлся командиром пожарного расчета. Закончил службу младшим сержантом.
Оба Алексея женаты, воспитывают детей.

В. БЫКОВ.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления