Ради будущего детей

Общество 12.11.2012 12:22

Завтра – день логопеда. С одной из представительниц этой профессии встретился наш корреспондент. Почти три десятилетия минуло с тех пор, как Татьяна, студентка очного отделения дефектологического факультета ленинградского педвуза, пришла работать в коррекционный детский сад «Надежда». Места по специальности на тот момент не оказалось, поэтому, когда ей предложили ставку няни, согласилась – надо же с чего-то начинать. Два последних года доучивались в институте заочно – появилась семья. Учитель-дефектолог — профессия редкая. Интересуюсь у Татьяны Михайловны, как случилось, что она избрала именно этот путь. Оказалось, дело это семейное. Старшая сестра Людмила работала сурдологом, а невестка Наталья – воспитателем.
— С класса четвертого мне все уже было знакомо. Я имела возможность наблюдать, как учат общаться, говорить глухонемых ребятишек. В те годы в детский сад съезжались детки, лишенные слуха, со всего Союза и жили здесь годами, — рассказывает Татьяна Михайловна. — Часто Люда приводила домой на выходные малышей, которые тяжело переживали разлуку с родителями. Я училась разговаривать с ними жестами, понимать их. Поэтому после школы вопрос, кем стать, и не стоял.
Первые полтора десятка лет своей жизни Татьяна Михайловна посвятила глухим детям. Стала специалистом высшей категории. Из стен садика выпустила четыре потока, это около 70 ребятишек.
Когда я задала вопрос, сколько детей, обделенных даром речи, прошло через ее руки, Татьяна Михайловна, вспоминая, называла своих первых воспитанников по именам. Этот факт меня сильно впечатлил. Ведь столько лет прошло!
Сегодня Татьяна Ноздрачева учит правильно говорить самых юных жителей района.
— Тринадцать лет назад в районе назрела проблема — появилось много детей с нарушениями речи, поэтому открыли первую группу. Через год — еще две, — вспоминает Татьяна Михайловна. — Когда начиналась моя трудовая биография в этом учреждении, таких детишек не было. Специалисты говорят, что сказываются социальные проблемы в семьях, влияет ухудшающая экология. Нет должного развития малышей. Мамы, папы, бабушки перестали читать им сказки, разговаривать с ними. Родителей можно понять — они стараются заработать на хлеб насущный. А на общение с детьми просто не остается времени.
Из 60 воспитанников с расстройством разговорной речи, с которыми занимались Татьяна Михайловна за эти годы, только трое по медицинским показателям не попали в общеобразовательную школу.
— Если вовремя проведена коррекция речи, то, как правило, ребенок успешно учится в массовой школе. Наши дети посещают музыкальную школу, Дом детского творчества, более организованные, — с гордостью говорит моя собеседница, — потому что они с 3-х лет знают, что такое дисциплина, занятия, которые идут по 20-30 минут. Мы много внимания уделяем физкультуре, музыке, положительно влияющим на конечный результат.
Я пообщалась с четырехлетками, спросив их имена и откуда они. Танюша сказала, что она из Глины, Андрюша — из Павловки, а Артем — с переулка Калышенского (пока они могут только так называть свои адреса). Милые, смышленые детки, с радостью идущие на контакт и с удовольствием выполняющие задание дефектолога.
В конце нашей беседы спросила, что самое трудное в ее профессии? Татьяна Михайловна ответила так:
— В какой-то степени заменить ребенку маму. В советские годы детей привозили со всего Союза, они год не видели родителей и очень скучали. Сейчас стало проще: мамы и папы своих дочек, сыночков могут забирать домой на выходные. Детям стало легче переносить отрыв от семьи. Но все равно они еще маленькие, нуждаются в ласке, внимании.
Полноценное развитие ребенка как личности невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем она богаче, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, тем полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому Татьяна Михайловна старается сделать все от нее зависящее, чтобы дети, подрастая, чувствовали себя комфортно и уверенно.

О. ЧИСТЯКОВА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления