История района

Его знают американцы. А мы? (Часть 3)

(Окончание. Начало в № 98, 99.)

ЖИЗНЬ Ивана Жарикова значительно улучшилась после переезда в Америку. Мало того, что он начал процветать как художник, так еще и сын был рядом. В 1954 году, вступив в ассоциацию художественных талантов Филадельфии, его живопись была выставлена в Нью-Йорке в художественной галерее Барбизон-Плаза. Успех в карьере и популярность росли, он продолжал писать. Вскоре открыл собственную художественную студию.
Статьи по поводу его работ стали появляться в местных газетах. Жариков жил своей «американской мечтой» и был уверен, что его ждет большой успех. Он считал, что слава неизбежна, однако выбрал неудачное место для своей новой художественной студии.
16 февраля 1962 года, когда он шел по улицам Филадельфии, его избили и ограбили – отобрали деньги и личные вещи. Несмотря на произошедшее, которое повлияло на его эмоциональное состояние, его вера осталась несокрушимой в погоне за своей долей в «американской мечте».
К 5 апреля 1962 года он скопил уже достаточно денег, чтобы вложить в собственный дом, авансовый платеж – пятьсот долларов. Хотя это было для него радостным событием, но оказалось еще одной ошибкой. Окрестность, в которой он собирался жить, была не добрососедской. Иван продолжал работать для галереи Ньюмана, но прозябал в нищете.
ЛИЧНАЯ жизнь художника шла от одной катастрофы к другой отчасти из-за того, что не научился говорить на языке страны. Члены семьи пытались убедить его в том, чтобы продать дом в Филадельфии, но он остался непреклонен в своем убеждении, верил в божественное провидение.
К этому времени его зрение стало ухудшаться. 25 сентября 1971 его ограбили в очередной раз, а в 1972 году в его дом и галерею ворвались трое и украли несколько картин. Еще одно ограбление случилось в 1974 году, когда воры унесли еще шесть картин. Тогда Иван сказал своему сыну: «Было много взломов в моем доме в течение многих лет. Но тот, кто обокрал в последний раз, точно знал, что они ценны. Так как украл лучшие из моих картин!».
Атаки неудач добивали Ивана, он упал в нисходящую спираль нищеты и отчаяния. Он не заботился о себе, жил отшельником. Выходил из дома только для того, чтобы идти на работу. Вскоре стал параноиком, часто бредил. Дома никого не принимал, кроме сына Арнольда. К сожалению, «американская мечта» для Жарикова не состоялась.
Несмотря на озабоченность семьи, Иван отказался принимать ее помощь. Он спрятался в своем доме, постоянно работал, не обращая внимания на свое здоровье. 26 апреля 1982 года, менее чем за два месяца до своего 64-летия, прикованный к постели болезнью, Иван Жариков умер. Его нашел давний друг и коллега русский художник Владимир Шаталов. В свидетельстве о смерти указаны причины – обезвоживание и недоедание.
ЕСЛИ это правда, что великие художники живут нелегкой жизнью, Иван Жариков был одним из величайших. Конечно, хотелось бы увидеть художественный выход Жарикова из Академии, но его образовательные документы, к сожалению, были утеряны во время Второй мировой. Документы этого периода не были найдены, хотя Академия восстановлена и функционирует как крупнейшее художественное образовательное учреждение в современной России. Логично предположить, что сегодня в Европе, а именно в Зальцбурге (Австрия) и Санкт-Петербурге (Россия), оригиналы художника Жарикова висят на стенах.
Хотя Жариков и не мог предоставить документы Академии, воздействие эстетики Репина в процессе обучения очень повлияло на его собственный художественный стиль и четко прослеживается в творчестве. Илья Ефимович Репин был самым известным из наиболее известных художников, высоко ценился, был приверженцем к крайне националистическому стилю, который проявлялся в русской пропаганде времен восстания против Русской Империи. Репин жил с 1844 по 1930 год, и хотя это было время художественных новаторов, таких как импрессионисты Поль Сезанн, Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Клод Моне и многие другие, стиль Репина не отклонялся от своей академической манеры.
Репин был «погружен в прошлое» и придерживался того, что он знал. Спустя годы, Иван Жариков подчеркивает свою привязанность к старым стилям. В его картинах можно видеть влияние старшего художника.

Ю. КУЛИКОВА.

Похожие записи

Хутора Коминтерн нет на карте, но он cобирает поселенцев каждый год

Как молоды мы были…

Боевой орден Славы вручили семье героического фронтовика Петра Гостева.

Семья фронтовика Гостева ведет поиск

Василия Хрулева чтут в Кулешовке

Дмитрий Семьяков: «Август 1942 года. Я помню, как это было» В Новолокинскую фашисты зашли 2 августа в 2 часа дня.

45981756