Такая короткая жизнь

История Белоглинского района 14.03.2012 11:43

Вы узнаете грустную историю одной любви, одной семьи, которая ушла в Вечность, не оставив следа. На этой фотографии навсегда остались молодыми и красивыми успенский казак Иван Сидоров и его жена Ксения. В тот момент они, наверное, еще были счастливы и полны радужных надежд.
О них рассказала своей дочери Любови Варвара Васильевна Хаустова, а та донесла эту историю до сегодняшних дней. На фото — ее дядя по матери.
— Они были красивой парой. Вскоре в их семье появился ребенок, — рассказала Любовь Пацукова (Хаустова). — А потом пришла революция и началась гражданская война. Иван Васильевич поспешил на выручку казакам станицы Новолокинской, когда в 1918 году там произошло, как потом назовут, вооруженное казачье восстание. По сути, это была кровавая сеча, когда действующая власть побила казаков за желание жить по своим сложившимся традициям и порядкам. Когда все закончилось, и муж не вернулся домой, Ксения пыталась найти его на месте бойни, но поиски были тщетны. Много трупов было изуродовано до неузнаваемости. Видимо, обрел он покой в братской могиле. А вскоре от тифа умерла и Ксения, следом за ней — их ребенок.
О том страшном переломном времени Л. Пацукова помнит еще из рассказов бабушки Анастасии Филипповны, как комиссары забирали по дворам казаков. Днем сгоняли со станицы, заставляли копать братскую могилу на кладбище. А ночью расставляли всех на краю ямы и расстреливали.
— У одной женщины, рассказывали, двоих сыновей забрали, — поведала Любовь Александровна, — так она сутки не поднималась с колен, перед иконами молилась, но обоих убили. Бедная мать была в отчаянии.
Еще рассказывали, как один новолокинский казак успел до того, как в него попала пуля, упасть в могилу и притвориться мертвым. Обычно палачи еще контрольно в могилу по трупам стреляли — чтоб наверняка. А в этот раз заторопились или небрежно выполнили свою «иудину работу». Когда все успокоилось, он выбрался из могилы и пополз к своей станице. Добрался до крайнего дома, там в изнеможении попил из корыта, в котором птицу поили, а подняться и попросить помощи побоялся. Дальше пополз в поле, укрылся в копнах, дождался ночи и только тогда вернулся домой.
От плетей пострадал мой дед Василий Григорьевич Сидоров. Новые власти били его за то, что казак, и перебили ребра. После того, как его отпустили умирать, он укрывался сначала у сестры, затем у брата, чтобы не вернулись за ним и не закончили казнь, узнав, что он выжил.
Во Второй мировой войне без вести пропал его сын Петр Васильевич, погибли два внука — Сидоров Иван Александрович и Козюлин Владимир Николаевич. Как бы то ни было, следующие поколения казаков столь же достойно защищали свою землю, как и их предки. Политический строй может меняться, Родине изменять нельзя.

С. ШЛЯПНИКОВА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления