Общество

Воспитывать человека, а не биоробота!

Наталья Петровна Гришаева – детский психолог, декан психологического факультета гуманитарно-прогностической академии, социолог-футуролог, старший научный сотрудник группы изучения современных тенденций формирования личности в сфере образования института социологии Российской академии наук.
Задачами группы является изучение современных тенденций формирования личности в сфере образования, анализ особенностей социализации молодежи в условиях становления рыночных отношений в современной России и региональных особенностей этого механизма.
С 2000 года группой в нескольких регионах России (Москва, Краснодар, Нальчик, Сыктывкар, Нижневартовск) проведен ряд исследований по проблемам формирования ценностей молодежи и подростков в постсоветской России. Последние пять лет группа ведет исследование роли школы в формировании гражданственности и патриотизма у современных подростков.
Основные направления работы Натальи Гришаевой: детская психология, проблемы социологии дошкольного и семейного воспитания и образования, футурология – изучение социальных процессов и факторов, участвующих в формировании общества будущего.
От редакции: с Натальей Гришаевой, детским психологом, научным работником, наш корр. Алексей Чистяков познакомился в Москве. В январе нынешнего года здесь, в рамках Всероссийского конкурса педагогов дошкольного и дополнительного образования подводились итоги конкурса, в котором участвовала, и весьма успешно, педагог центра развития ребенка – детского сада № 1 нашего района.
внимание нашего коллеги Привлекли лекции Натальи Петровны, с которыми она выступила перед педагогами. Посвящены они проблемам детского воспитания и влиянию на него современных технологий, массовой культуры и социальных процессов. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с именитым ученым и узнать ее мнение по ряду актуальных вопросов.

– Наталья Петровна, сегодня немало родителей в нашей стране убеждены, что технологические новшества, к которым современные дети приобщаются буквально с пеленок (сотовые телефоны, компьютеры и т. д.), очень позитивно влияют на их развитие. Однако, как я понял из Вашего выступления, Вы считаете, что слишком раннее вовлечение ребенка в этот процесс снижает качество его личности.
– Если исходить из того, что человек как можно скорее должен стать полностью управляемым киборгом с встроенным в мозг микрочипом, то, видимо, все идет «как надо». А если говорить о том, что людям не следует превращаться в биороботов, то мы наблюдаем явно негативные тенденции.
Существуют разные социологические теории на эту тему. Некоторые ученые-футурологи убеждены, что киборгизация человечества является естественным процессом и рано или поздно она все равно свершится. Однако есть и другая модель будущего, согласно которой часть человечества пойдет по пути тотальной компьютеризации, а часть уйдет «в природу» и будет вести обычный образ жизни.
Тем не менее, я считаю, что этот процесс, даже если он действительно неизбежен, не должен происходить настолько быстро. Не хочу, чтобы мои дети и внуки стали совершенно чуждыми мне киборгами, с которыми у живого человека практически нет никаких точек соприкосновения.
Вещи никогда не заменят любви!
– Многие родители говорят, что у них нет времени заниматься детьми, потому что они, мол, «пашут» с утра до вечера, а воспитанием пусть занимаются те, кому за это платят…
– К сожалению, сегодня наше общество в большинстве своем сосредоточено на зарабатывании денег. В первую очередь, родители стремятся обеспечить своим детям различные материальные блага: одежду, учебу, компьютерную технику, поездки за границу и т. д., а воспитание и образование своих детей перепоручают педагогам. Однако это совершенно тупиковая ситуация!
Представьте себе, что престарелый отец или мать жалуется своему взрослому сыну или дочери: «Ты знаешь, последнее время я себя что-то плохо чувствую», а в ответ слышит: «Тебе что, новый телевизор купить?». И подобное в наше время происходит довольно часто!
Нынешним папам и мамам нужно понять, что в преклонные годы они почувствуют сильную потребность во внимании со стороны своих детей. Им будут нужны уже не деньги, которых они заработают к старости предостаточно, а энергия, поддержка и любовь. Однако чего они могут ждать от взрослых сынов и дочерей, если сами не давали им ни энергии, ни любви, а только вещи, вернее сказать, обменивали чувства на вещи? Вот и получается, что дети, став взрослыми, по отношению к родителям начинают вести себя точно так же. И когда они с тревогой спрашивают своих чад: «Неужели ты меня не любишь? Мне нужен не телевизор, а твоя любовь!», то могут услышать горькие слова: «Откуда я ее возьму, если сам ее не получал?»
Такие родители сами себе готовят печальную участь, и это необходимо им растолковывать…
– Растолковывать должны педагоги?
– Да! Потому что больше некому. Но, в первую очередь, об этом должны говорить средства массовой информации. Считаю, что в нашей стране необходимо открыть специальный ТВ-канал для родителей, где бы выступали авторитетные специалисты в области психологии и педагогики, и через который папы и мамы могли бы повышать свою родительскую компетентность. Я постоянно об этом пишу в своих статьях, но, похоже, это никому не нужно. Каждый раз слышу: «это дело затратное…» и т. д. и т. п. Видимо, сегодня уже не нужны люди с человеческим содержанием…
То же касается и педагогических учебных заведений. Убеждена, что в подготовке современных педагогов на первом месте должно стоять изучение психологии. А если мы посмотрим, чему их учат в пединститутах, то увидим, что львиную долю всего обучения занимает штудирование всевозможных методик преподавания. Но это же не главное! Если ребенок не научится рисовать, петь или плясать по какой-то методике, то ничего страшного с ним не случится. А вот если он не вырастет личностью, не станет достойным членом общества, то это обязательно обернется проблемой, проблемой как для него самого, так и для окружающих.
То есть главная цель современной педагогики должна заключаться в том, как вырастить личность, семьянина и гражданина, и какие применять методы для этого. Но консервативные взгляды до сих пор еще очень сильны, и даже среди коллег я зачастую не нахожу понимания. Так, в одном педучилище, куда меня пригласили выступить с лекцией на эту тему, в итоге я оказалась «врагом № 1». Коллектив даже провожать меня не пошел, потому что, оказывается, я «разрушила» все их представления о «правильном» обучении…
Проблемы альтернативы
– Как Вы считаете, частные детские сады более свободны от влияния «консервативной науки»? Они способны решить подобные проблемы?
– Ситуация в частных садах, прежде всего, определяется контингентом родителей. Скажите мне, каков их социальный статус и сколько они платят за ребенка, и я в точности опишу, что происходит в их детском учреждении. Например, если его посещают дети интеллигентных родителей, которые платят садику 20-30 тыс. рублей в месяц, то, скорее всего, в нем будет хорошо поставлены обучение детей и подготовка к школе, но развитие личности – вряд ли.
Если же родители платят более 30 тыс. рублей, то в садике будет и черная икра, и бассейны, и даже верховая езда. То есть сюда отдают детей для того, чтобы они находились в своей – элитной – среде. При этом папы и мамы предполагают, что их чад будут учить хорошие учителя и педагоги. Однако дети там учиться не будут!
Например, недавно консультировала одну семью. Мальчику 7 лет, его отдали в английскую спецшколу, а он учиться не хочет, и в школу ходить не хочет, и вообще безобразно себя ведет. При этом совершенно нормальный ребенок из очень обеспеченной семьи. Правда, его воспитанием занимаются гувернантки…
Спрашиваю родителей: «А каков статус ваших гувернанток? Они что, прислуживают мальчику?». «Естественно! – отвечают хором. – Что сын им скажет, то и делают!». «Тогда как вы хотите, чтобы он слушал учителей? Не смешите! Мальчик привык командовать, и школьные педагоги для него являются такой же прислугой, как и дома, а прислуга учить не может».
Как вы думаете, почему американские миллионеры отправляют своих детей работать на заправках, мыть машины и т. д.? Нашим папам и мамам стоит хорошенько подумать об этом…
– Что касается платы в 30 тыс. рублей за ребенка… Нашим мамам и папам и 300 рублей сложно платить…
Продолжая тему, – сегодня в нашей стране распространяется убеждение, что религиозное воспитание в детских садах, школах и лицеях может решить проблему нравственного воспитания подрастающего поколения. Что Вы думаете по этому поводу?
– В какой-то степени это так, если считать преподавание основ веры своеобразной прививкой от полного одичания. Однако очень большие надежды на это возлагать нельзя, потому что в большинстве своем дети, посещающие какой-нибудь православный лицей, в своей семье ничего православного не видят. В школе они читают молитвы, а дома наблюдают, как их родители по вечерам смотрят боевики и сериалы сомнительного содержания. В этом случае ожидать каких-то серьезных изменений, конечно, нельзя. В первую очередь, нужно менять родителей, уклад семьи.
Панацеей от всех недугов нашего времени религиозное воспитание быть не может. Единственное, для чего стоит отдавать ребенка в детский сад или школу с православным уклоном, так это для того, чтобы они хотя бы часть своего времени проводили в нормальной среде, где бы узнавали о нравственности, о благодарности Богу и прочих важных понятиях.
От киндера к киборгу?
– Не могу не спросить Вас о пресловутой ювенальной юстиции и наделавшего немало шума в нашей стране Форсайт-проекта «Детство-2030», согласно которому к указанной дате всех российских детей его авторы планируют принудительно чипировать. Каково Ваше видение этой проблемы?
– Я категорически против ювенальной юстиции и была одним из активистов движения против ее внедрения. Этот сомнительный институт наделяет чиновников бесконтрольным правом отнимать детей у родителей. Всем известно, что работники «ювеналки» кормятся за счет этого – чем больше изымут, тем больше у них будет работы, а значит, и денег. В каком-нибудь бедном регионе достойную многодетную мать можно легко обвинить в ненадлежащем воспитании, отнять у нее ребятишек и отдать в детский дом, куда следом потекут средства из федерального бюджета «на их содержание». Схема понятна.
В нашей стране действуют давно сложившиеся институты по работе с проблемными детьми, и их необходимо совершенствовать. Но отбирать у родителей – ни в коем случае!
По поводу совершенно гнусного по своему содержанию Форсайт-проекта «Детство-2030» скажу, что, судя по всему, это хорошо проплаченная провокация с далеко идущими целями. Недаром его разработчики стараются не афишировать свои имена. Кому-то очень хочется поскорее превратить наших детей в управляемых киборгов, но наше общество ни в коем случае не должно позволять манипулировать собой и ставить подобные сатанинские эксперименты.
Мы должны воспитывать человека, а не биоробота!

Беседовал А. ЧИСТЯКОВ.

Похожие записи

Капусты много не бывает

Редактор

Субботники – добрая традиция

Редактор

У вас предпенсионный возраст? Получите дополнительное профобразование

Прием граждан в режиме видеосвязи

Редактор

Ребенок ищет семью!

Редактор
45981756