«Я приехал, чтобы рассказать вам правду…»

История Белоглинского района 29.09.2011 05:58

В конце сентября Белоглинский район посетил очень необычный гость — основатель и первый руководитель краснодарского университета МВД, когда-то заместитель начальника краевой Госавтоинспекции, ныне председатель первичной ветеранской организации крупнейшего милицейского вуза, полковник милиции в отставке и наш земляк-кулешовец Ричард Балясинский. Этот легендарный и удивительный человек стоит в одном ряду с самыми достойными и славными белоглинцами, такими, как Анатолий Ляпидевский и Григорий Хаустов.
Ричард Генрихович более пяти десятилетий своей жизни посвятил служению Отечеству и родному краю и в свои 82 года ведет активный и деятельный образ жизни, которому могут позавидовать многие молодые люди. Вот и на этот раз он приехал в Белоглинский район не просто повидать родные места и давних друзей. С собой Балясинский привез делегацию молодых курсантов — отличников боевой и политической подготовки своего университета, чтобы показать им места, где прошли его нелегкие детство и юность, и почтить память тех, кто в годы фашистской оккупации отдал свои жизни ради будущих поколений.
Визитная карточка. Ричард Балясинский родился в Минске, в семье польского инженера и учительницы. Его дедом по материнской линии был князь Александр Михайлов-Тараканов — бургомистр польского города Плоцка. После смерти отца, в начале 30-х годов, семья Балясинских переехала в Красноярский край, а в 1939-м врачи посоветовали матери сменить климат. Так они оказались в селе Кулешовка, где Мария Александровна устроилась в сельскую школу учительницей.
Когда началась война, Ричарду было 14 лет. Старший брат Изяслав, сестры Ядвига и Нина ушли на фронт. Нина погибла под Сталинградом и ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а Изяслав после войны стал дипломатом, был замминистра СССР по закупкам и дослужился до титула чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса, что соответствует званию генерал-полковника армии. Кстати сказать, Изяслав Генрихович – выпускник 1940 года белоглинской СОШ № 12.
Гостей из краевой столицы встретил глава Белоглинского поселения Александр Андросов. Вместе они проехали к месту упокоения замученных гитлеровцами белоглинцев, возложили цветы к подножию монумента, и Ричард Генрихович рассказал историю своей жизни, которая неразрывно связана с историей нашего района.
Мучительно долгие дни немецкой оккупации Ричард Генрихович очень ярко запомнил на всю оставшуюся жизнь. По его рассказам, это было поистине страшное время, когда жизнь человека могла оборваться в любую минуту.
— Однажды осенью 1942 года, когда еще стояла кукуруза в полях, мы с друзьями шли по дороге из Белой Глины в свое село, — вспоминает Ричард Генрихович. — Нас неспеша обогнали несколько подвод, набитых людьми, которые сопровождали немецкие солдаты. Вдруг телеги свернули в заросли, на месте которых теперь братская могила, и мы услышали короткие автоматные очереди. Вскоре подводы вновь вывернули на дорогу, но уже пустыми, и быстро покатились обратно в село.
Мы удивились с ребятами: «А куда люди подевались?» — и решили заглянуть в посадку. Тогда мы и не догадывались, что увидим там! Среди деревьев чернела большая яма, присыпанная до половины землей, и земля эта шевелилась. Слева от нее располагались несколько полностью засыпанных, а справа зияли свежей чернотой заранее вырытые ямы. От ужаса мы бросились в кукурузу и бежали, не оглядываясь, пока хватало сил…
В скором времени Ричард стал свидетелем гибели двух советских разведчиков в Кулешовке — немцы вывели молодых бойцов на сельское кладбище и расстреляли автоматными очередями в лицо. А однажды он сам едва не погиб от рук фашистских палачей, но его спасли один очень хороший человек и божественное провидение. Благо, до освобождения Белоглинского района оставались считанные дни.
Ричард Генрихович и по сей день помнит имена героев и фамилии предателей. Изменниками, в основном, становились люди, обиженные на советскую власть.
— Как-то раз одна работница школы затаила злобу на мою мать за то, что та делала ей справедливые замечания. Эта женщина заявила местным полицаям, что якобы ее сын держит связь с нашими через голубей. Меня вызвали в кулешовский участок и стали допрашивать. Очень быстро я потерял сознание от побоев, а полицаи доложили о своей работе в гестапо. Из райцентра за мной выехала машина. К счастью, пошел сильный дождь, и она застряла на выезде из села.
А в это время в участок пришел кулешовский староста Егор Швецов с моей матерью.
Егор Иванович обладал большим авторитетом, и селяне подчинялись ему бесприкословно. Он приказал полицаям: «Не трогайте этого парня!». И мама смогла забрать меня домой.
Как потом узнал Ричард, Швецов был специально оставлен в Кулешовке советской разведкой для подпольной работы. К несчастью, в последние дни оккупации местным полицаям все же удалось его скомпрометировать. Перед уходом из села предатели вместе со своими хозяевами долго и жестоко мучили этого смелого человека, а потом закололи штыками и бросили в канаву…
Об этих трагических событиях Ричард Генрихович вспоминает с большой болью в сердце. Долгие годы богатой яркими событиями жизни не смогли изгладить из его сердца четкость воспоминаний. Каждый раз, когда Балясинский приезжает в родное село, он всегда первым делом едет на скорбный Мемориал отдать дань памяти упокоенным в нем землякам…
Но вот советская армия освободила район от фашистов, и пришло время восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Как повествует старожил, и в эти годы людям приходилось также очень нелегко. Техники не было никакой, селяне пахали на быках, а порой, и сами впрягались в ярмо. Изматывающий голод мучил всех, от мала до велика. Летом жители сел и станиц занимались в полях «охотой»: искали сусличьи норы и вынимали из них припасенное полевыми грызунами зерно. А ведь нужно было не только найти пропитание, но еще и работать!
— На белоглинский элеватор поступило зерно для посевной, но транспорта, чтобы развезти его по колхозам, не было. Ни машин, ни телег! — говорит Балясинский. — По селам и станицам прозвучал призыв: «10 кг зерна — в одни руки!». Это значило следующее: ранним утром селяне шли пешком на элеватор, брали зерно, кто сколько может унести на себе, и так же пешими, но уже с драгоценным грузом на плечах, возвращались домой. Мне удалось тогда сделать одиннадцать(!) ходок, за которые я принес 100 кг зерна для колхоза и 10 кг для семьи. Это помогло нам пережить голодное время…
— Приехал я как-то в Белую Глину уже со взрослым сыном и предложил ему свернуть к элеватору, — продолжает рассказ Ричард Генрихович. — У стен памятного зернохранилища говорю сыну: «Засекай!» — и двинулись от него в Кулешовку. Доехали до Новопавловки, а сын спрашивает: «Пап, я уже ехать устал до Кулешовки, а как же вы пешком ходили, да еще с таким грузом?».
После войны жизненный путь Балясинского складывался непросто, и всюду его ждали новые вызовы судьбы, с которыми он неизменно успешно справлялся. В 1945 году Ричард поступил в краснодарскую спецшколу военных летчиков, но через год ее пришлось оставить. Ослабленный юношеский организм не выдержал нагрузок и скудного рациона — двустороннее воспаление легких поставило крест на летном деле. Чтобы не потерять совсем здоровье, по совету врача отправился на лесозаготовки в Северский район. Там и кормили по тем меркам очень неплохо, и работа была на воздухе. А в марте 1949 года, восстановив силы, Балясинский добровольцем пошел на службу в только что созданные воздушно-десантные войска, где четыре года прослужил в разведке.
После армии устроился токарем на знаменитый краснодарский завод им. Седина. Здесь он вскоре стал комсомольским вожаком, в 1957 году был направлен на службу в органы внутренних дел. Более 15 лет Ричард Генрихович работал в уголовном розыске, был следователем, старшим следователем следственного отдела краевого УВД. В 1973 году его назначили заместителем начальника ГАИ Краснодарского края, где он прослужил 17 лет.
Стоит сказать, что в советскую эпоху руководителям такого ранга не приходилось долго сидеть в кабинетах. За годы службы на должности замначальника ГАИ Балясинский «от» и «до» изучил все дороги края, занимался их усовершенствованием, курировал строительство мостов и развязок.
Работая в высокой должности, Ричард Генрихович не забывал земляков. Кулешовцы, в свою очередь, очень гордились своим выдвиженцем и за необычное имя и отчество в шутку называли его королем дорог (в самом хорошем смысле, времена ведь тогда были другие!). А теплая дружба с председателем кулешовского колхоза «Имени 17 партсъезда» Василием Хрулевым выдержала все испытания временем и остается такой же крепкой по сей день.
В 1977 году у Балясинского начался один из самых важных и ярких периодов в жизни — 31 марта его назначили на должность начальника краснодарской школы милиции МВД СССР. Это учебное заведение ему пришлось в прямом смысле слова создавать с нуля. На месте, где вскоре были построены первые учебные корпуса, в то время размещался огромный пустырь и свалка.
Ричард Генрихович выдержал и это непростое испытание, требующее даже от опытного руководителя немало моральных сил и воли. Упорными трудами Балясинского в столице Кубани сформировалась специальная средняя школа милиции, ставшая впоследствии академией, а сегодня университетом МВД России.
Выйдя на заслуженный отдых, Ричард Генрихович целиком окунулся в общественную деятельность. Более десяти лет он возглавляет ветеранскую организацию своего вуза, ставшую под его руководством одной из самых активных и известных среди ветеранских коллективов МВД. Организация помогает ветеранам милицейского университета, курсантам, потерявшим родителей, осуществляет шефство над всеми кубанскими Героями Советского Союза, России и полными кавалерами ордена Славы. Сейчас она ведет большую работу по написанию книги-летописи и созданию фильма, где будет изложена биография нашего знаменитого земляка, в которой, как в зеркале, отражена история Белоглинского района.
Стоя у мемориала расстрелянным землякам и рассказывая историю своей жизни молодым курсантам, Ричард Генрихович обращается и ко всем нам, ныне живущим:
— Я приехал, чтобы рассказать молодому поколению правду о суровом времени, в котором довелось нам жить. Годы идут, и с каждым десятилетием все меньше остается очевидцев тех страшных событий. Но память о них никогда не должна угаснуть в наших сердцах. Сохранить ее для потомков – наш святой долг!

А. ЧИСТЯКОВ.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления