Владимир Косарецкий: Как же я был счастлив, что вовремя «сошел с этого корабля»!

Общество 19.02.2011 17:45

Ни для кого не секрет, что курение – это такая зараза, которая, словно репей, может пристать ко всякому. Особенно сегодня, когда общество наиболее лояльно относится к этой губительной привычке.
Под ее обаяние попадают не только подростки или недалекие люди, идущие на поводу у нездоровой моды.

Я, например, начал курить в 27 лет и никто меня этому не учил. К тому же прекрасно знал, что никотин ничего хорошего человеческому организму не несет. В итоге мне понадобилось 8 лет, чтобы на собственном опыте, а вернее, здоровье окончательно убедиться, что это именно так и никак иначе.
Бросив курить, стал искать людей, которые смогли самостоятельно избавиться от этого. Одним из них оказался врач-нарколог ЦРБ Владимир Косарецкий. Его история оказалась одной из самых интересных и поучительных.

– Владимир Николаевич, неужели и Вы когда-то курили?
– Эта дурная привычка привязалась ко мне довольно поздно по меркам советского времени – в 21 год. Сначала курил самые дорогие сигареты, наивно утешая себя, что это убережет от негативных последствий. Однако очень скоро мне пришлось убедиться в истинности жесткого правила – сначала ты выбираешь табак, а потом табак выбирает тебя.
Я учился в хабаровском государственном медицинском институте, поэтому пришлось проходить краткосрочную военную службу на Тихоокеанском флоте. Служба на корабле стала для меня самой настоящей пыткой. Хороших сигарет не было, пришлось курить самые ужасные из них – «Дымок», «Север», «Памир» и прочую гадость. Какая-то рубленая солома была пропитана непонятной вонючей мерзостью. Но я все равно их курил и лелеял единственную мечту: сойти с корабля, купить настоящих болгарских сигарет и закурить, наконец, «по-человечески». Именно тогда впервые осознал, что очень зависим, курю всякую пакость и не могу потерпеть. Не могу, вопреки инфантильным фантазиям, сказать себе: «Нет хороших сигарет – потерплю, буду курить потом». Нет! Курение стало существенной частью моей жизни. К тому же это обстоятельство осложнялось еще одним специфическим и очень обременительным фактором.
– Интересно, каким же?
– Нас на кафедре строго учили, что советский офицер не имеет права курить.
– ?..
– То есть офицер не имеет права: курить в месте, специально не отведенном для этого, на ходу, на глазах у посторонних, тем более «стрелять» сигареты. В общем, этика офицера не позволяет, подобно подростку, дымить сигаретой, презирая общественное мнение. А для меня действовали еще большие ограничения, ведь я был врачом! Очевидно, что курящий доктор не вызывает никакого доверия со стороны своих пациентов. И среди медицинского персонала, кстати, тоже.
– И как же Вы решали эту, так сказать, «головоломку»?
– Пришлось научиться так аккуратно прятаться во время курения, чтобы никто и никогда не видел меня за этим занятием. Весь рабочий день, как проклятый, терпел, а потом шел в укромное, самому для себя специально отведенное место и накуривался до одурения!
Самое страшное было то, что в отличие от простого курильщика я знал статистику. А она сухо и беспристрастно гласила, что если человек выкуривает пачку в день, то у него есть все 90%, чтобы закончить раком легких, независимо ни от каких «оправдательных» причин. И, самое главное, дай Бог, чтобы ему при этом «повезло» и опухоль образовалась на краях легких, где ее еще хоть как-то можно отсечь. А если в центре? Летальный исход неизбежен!
Поэтому, когда врачи диагностируют у пациента опухоль легких, они сразу начинают выяснять у него, с какого возраста, сколько сигарет в день курит и т. д. То есть для медиков в этом случае закономерность очевидна.
– И Вы не боялись?
– Как же! Моя родственница, бывшая главврачом одной из больниц, как-то увидела меня курящим. Немало удивившись, спросила, неужели я не знаю статистику рака гортани?
Сразу почувствовал себя, мягко говоря, неловко и вспомнил одного знакомого пациента, у которого от курения развилось это заболевание. Ему удалили голосовые связки, но вскоре обнаружили метастазы в головном мозге. Проведя обследование, врачи сообщили родственникам, что рак не операбельный и жизнь его может оборваться в любой момент. Так и случилось: человек умер на ходу в прямом смысле слова.
И вот, когда знаешь все это и продолжаешь курить, то начинаешь чувствовать себя сапером, идущим по минному полю без миноискателя. В общем, вопреки сформировавшемуся сильному пристрастию к табаку вынужден был принять кардинальное решение.
– И что же предприняли?
– Придумал «хитрый ход». Мне посчастливилось работать с одним удивительным врачом, лечившим иглоукалыванием, и я попросился на прием. В ходе лечения она ставила мне иголки в ухо, локтевой и коленный суставы. В первый день с левой стороны, на следующий – с правой.
– В чем заключалась хитрость, ведь это же обычная восточная медицина?
– Мой секрет заключался в том, что в этот момент я представлял себя прикованным к стоматологическому креслу и воображал, что иглы мне вводят не в ухо, локоть и колено, а… под ногти! И когда по окончании курса лечения доктор предложил, что если вновь появится тяга к курению, можем повторить, я неосознанно спрятал руки за спину. С этого дня при виде сигарет автоматически отдергиваю руки назад.
– Так «легко» Вы избавились от курения?
– Конечно, нет. Первоначально мне было приятно находиться в компании курильщиков и, если кто-то рядом дымил сигаретой, получал от этого удовольствие. Спустя какое-то время наступил момент, когда я перестал «видеть» сигареты. То есть захожу в магазин и не вижу, где и какие выложены на прилавке, и есть ли они вообще в продаже. Как раз в этот период в стране наступил «табачный голод». Сигарет невозможно было найти, как говорится, днем с огнем или их выдавали по талонам. Как же я был счастлив, что вовремя «сошел с этого корабля»!
– На здоровье как-то отразилось увлечение никотином?
– Естественно! Как фтизиатр, был обязан дважды в год проходить обязательную рентгенограмму. Однажды мои коллеги стали шептаться, разглядывая мой снимок, и, наконец, спросили. почему у меня такой выраженный фиброз в легких, ведь не курю? Пришлось признаться, что это остатки моего прежнего курения. Дело в том, что легочная ткань полностью восстанавливается только через 5 лет(!) после того, как человек перестает вдыхать табачный дым.
– Говорят, что у каждого курильщика вероятность возврата к табаку все равно велика.
– К сожалению, да. Однажды со мной произошла совершенно невероятная история. Иду по морскому пляжу, солнце светит, погода великолепная. Иду, курю… И с ужасом просыпаюсь! Нюхаю руки – пахнут никотином, одежду – воняет дымом, нюхаю вокруг воздух – тянет табаком! И только через 15 минут это наваждение рассеялось.
Впечатление от данного события трудно передать на словах! Выходит, что мозг долго помнит о былых пристрастиях и во сне не только смоделировал ситуацию визуально, но даже воспроизвел запах через обонятельные рецепторы! А ведь на этот момент я не курил уже больше 20 лет…
– Что бы Вы пожелали тем, кто курит или решил все-таки бросить губительное занятие?
– Хочу сказать только одно: все разговоры о том, что «попробую, потом легко брошу», – россказни самому себе. Точно известно лишь одно – легко не начинать. Как врач говорю. Проверено на собственном опыте!

А. ЧИСТЯКОВ.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления