Авиатор Костенко и «Яки» крылатой гвардии

История Белоглинского района 01.09.2010 12:57

День Победы над милитаристской Японией – это не только исторические факты, это еще и утверждение статуса России во Второй мировой войне. Благодаря успешным сражениям сил нашего флота и армии были освобождены Китай, Монголия, Корея.
Автор публикации Анатолий Костенко повествует о своем троюродном брате генерал-майоре авиации Филиппе Костенко, который принимал непосредственное участие в боях за Китай и Корею.
Филипп Алексеевич в 1974 году выпустил книгу «Корпус крылатой гвардии» на основе архивных документов и воспоминаний участников событий. В ней он повествует о беспримерном мужестве и героизме летчиков и авиационных специалистов, об их верности воинскому долгу, советскому народу, Коммунистической партии. В военно-историческом очерке рассказывается о боевом пути 1-го гвардейского истребительного авиационного Минского Краснознаменного корпуса в годы Великой Отечественной войны.
Книга стала популярной, о подвигах Филиппа Алексеевича известно многим. Но вот биография его отсутствует. Сегодня Анатолий Костенко устраняет этот пробел.
Родился Филипп Алексеевич 16 декабря 1914 года в нищей семье. Его отец, Алексей Кириллович, батрачил на богатых белоглинцев. Воевал в Первую мировую артиллеристом. После революции служил командиром артиллерийской команды, был красным партизаном. После революционных волнений семья Костенко первой вступила в колхоз. Филипп к тому времени подрос, окончил 7 классов. Считался одним из первых комсомольцев на селе — был избран секретарем комсомольской организации в колхозе «1 Мая». Общительный, подвижный парень, настоящий лидер молодежи.
В 19 лет стал бригадиром бригады № 3. «Когда бригада занимала первое место, — вспоминал учетчик бригады Алексей Михайлович Звягин, — то Филипп сбивал 3-4 латы (деревянные рейки длиной 5-6 метров) и на них поднимал флажок. Его спрашивали: «Зачем ты это делаешь?». А он отвечал: «Чтобы Белая Глина видела и знала, как мы работаем!»
У Филиппа была мечта с детства – стать офицером, как дядя Иван Андреевич Костенко. Осенью 1933 года поступил в майкопскую конную школу младших командиров, тем самым добровольно вступив в ряды Красной Армии. При прохождении службы сельского мальчишку не раз проверяли на смекалку и смелость. К примеру, бросали винтовку в глубокий пруд, а новобранцы доставали. Филиппу это удавалось, он нырял первым. Отлично стрелял, имел значок «Ворошиловский стрелок». Смелостью отличался на любых испытаниях – на полетах, в карауле, на маршах.
Продолжил учебу в Тамбовском кавалерийском училище. Приезжал на побывку в Белую Глину к родителям в форме кавалериста – с гордостью носил ее, аккуратно и учтиво. Ходил по улицам села весь в ремнях, с кобурой для нагана. Сверстники не давали прохода, любовались формой, расспрашивали о пистолете. Он отшучивался, объяснял, что оружие выдается только при исполнении служебных обязанностей.
В 1938 году окончил оренбургское летное училище штурманов.
Филипп Алексеевич как профессиональный военный защищал небо Москвы. На его счету немало сбитых немецких самолетов. Освоил и летал на истребителях Як-3; Як-7; Ла-7Б и др. Готовил молодых летчиков к воздушным боям. При формировании Первого истребительного корпуса, резерва Ставки Верховного Главного Командования, Филиппа Алексеевича назначают начальником штаба 66-го гвардейского авиационного истребительного полка. При личной встрече с командованием авиационного корпуса Иосиф Сталин сказал авиаторам: «Оправдайте доверие Родины! Кто оправдает, того Родина не забудет!»
В небе молодому летчику Филиппу Костенко пришлось иметь дело с фашистскими ассами, имевшими на вооружении новейшие самолеты Германии: Ме-109; Хе-111; ФВ-189; Ю-88 и др. Побывал на Калининском, Северо-Западном, Брянском, Прибалтийском 1 и 2, Белорусском 1 и 3 фронтах. Как начальнику штаба приходилось выполнять обязанности по управлению воздушным боем, ведь советские летчики — это молодые двадцатилетние парни. Их надо учить, подбадривать и передавать им боевой опыт. И как потом Филипп Алексеевич рассказывал, «…за всю войну в полку и во всем корпусе не было случая, чтобы кто-либо уклонился от полетов».
В этом же авиационном полку служил Василий Сталин, командиром эскадрильи. Герой Советского Союза Алексей Маресьев, несмотря на инвалидность (у него не было обеих ступней), бесстрашно воевал, не раз выручал своих друзей в воздушном бою. В этот же полк был переведен со Сталинградского фронта капитан Степан Микоян и многие другие. Казалось бы, все они дети видных руководителей страны и могли бы иметь какую-то поблажку, но нет, они геройски воевали, были примером для других, заслуженно стали Героями Советского Союза. В это же братство летчиков входил будущий генерал-полковник, зам. министра обороны Болгарской народной республики, старший лейтенант А. Кабакчиев.
Воздушный бой – это искусство. Все зависит от летчика, машины и руководителя полетом. Как правило, в это время эфир засорен – одновременно русская, немецкая речь, вперемешку – команды, ругань, угрозы, проклятия. Летчики полка прикрывали наземные войска, сопровождали свои бомбардировщики, идущие в тыл врага, встречали фашистские самолеты на подлете к переднему краю.
Куда только ни забрасывала Филиппа Алексеевича война: Великие Луки, Орел, Тула, Псков, Орша, Толочин, Вильнюс, Каунас, Шяуляй, Рига, Минск, Шклов, Штеттин, Пилау, Познань, Франкфурт-на-Одере, Кюстрин, Берлин и т. д.
В 1943 году, 18 марта, приказом наркома СССР Первому авиационному истребительному корпусу, личному составу присвоено звание гвардейского и вручены соответствующие знамена. На митинге летчики обещали: «…Для победы не жалеть ни своих сил, ни самой жизни. Освободим свою землю от гитлеровской нечисти отныне и навсегда!».
21 апреля 1945 года началось сражение за Берлин. Настало время отомстить за все злодеяния, которые фашисты причинили нашему народу. В небе загудели самолеты – это колонны бомбардировщиков в сопровождении истребителей летели на Берлин. Вот как описывает события Филипп Костенко: ««Яки» начинают уходить в воздух. На мою долю выпала честь возглавлять восьмерку Як-3. Взлетели, собрались над аэродромом и пошли на сближение с группой бомбардировщиков. Подойдя к ведущему группы Ту-2, я покачал ему крылом, он мне ответил тем же. Возникло такое чувство, как будто мы пожали друг другу руки. Затем мы связались по радио. Я доложил, что у меня все в порядке, и сказал: «Идем на логово!».
Горизонтальная видимость не более километра, а местами и менее. Пришлось вплотную прижиматься к тяжелым кораблям. И в эти минуты мне показалось, что я вижу лица всех летчиков, летящих вместе со мной, и на каждом из них читается одно желание: скорее достичь Берлина! До цели всего семнадцать минут полета. Но эти минуты показались нам бесконечными.
Пересекли Одер. Под нами начинают туманно вырисовываться окраины Берлина. Дальше огромное дымящееся пространство. Это Берлин.
Дым горящего Берлина поднимался до одного-полутора километров и еще больше ухудшал видимость. Но бомбардировщики ложатся на боевой курс, а мы, истребители, все внимание уделяем воздуху, поиску противника.
Наступил момент бомбометания, и мы увидели, как, плавно отделяясь от кораблей, полетели вниз бомбы.
На земле видны всполохи взрывов и пожары. Когда мы уходили от Берлина, я несколько раз оборачивался назад – хотелось удержать в памяти увиденную картину…
…Моя заветная мечта сбылась. Я в 1941 году прикрывал Москву, а теперь лечу над Берлином. Долог был путь. Мы начинали его птенцами, которые умели только взлетать и садиться. Заканчиваем же его победоносно, опытными боевыми летчиками».
В числе отличившихся за взятие Берлина в приказе И. Сталина был Первый гвардейский истребительный корпус. За годы войны провел 1339 воздушных боев, сбил 1789 фашистских самолетов, выполнил 8 воздушных таранов. Из молодых лейтенантов более 30 человек стали генералами, 9 летчиков – Героями Советского Союза.
После победы над фашистской Германией, в конце июля 1945 года, Первый истребительный корпус перебросили в Китай на поддержку в войне с Японией. За проявленное мужество в небе КНР Филипп Алексеевич и другие летчики были награждены орденами. Мао Цзе Дун очень ценил советских летчиков, устраивал для них приемы и банкеты, фотографировался на память.
В 1951-1953 гг. Филипп Алексеевич воевал в небе Северной Кореи, где впервые в бою встретился с американскими летчиками. Американцы напора русских не выдерживали – разлетались веером. Они догадывались, что вместо корейских пилотов воюют советские летчики, слыша по радио русскую матерщину. МИД уведомлял, что корейцы учились не только летному делу, но и русскому слову. За мужество и сбитые американские самолеты в небе над Северной Кореей Ким Ир Сен вручал советским летчикам ордена КНДР.
В 60-х годах Филипп Алексеевич, будучи начальником штаба авиационной дивизии, поступил и успешно окончил Академию генерального штаба им. Ворошилова. С 1967 по 1977 гг. служил заместителем начальника штаба Московского округа противовоздушной обороны. Участвовал в операции по обезвреживанию самолета-шпиона U-2, который был сбит зенитной ракетой на высоте 20 км, а пилот пленен.
…16 июня 2000 года Ф. А. Костенко похоронен со всеми воинскими почестями в г. Москве. Белая Глина также провожала генерала — семья покойного и родственники, общественность села, глава администрации района выразили соболезнование. В газете «Родная земля» был напечатан некролог.
Он Родине отдал все, что мог, и Родина его не забыла. Какие бы должности Филипп Алексеевич ни занимал, его главный принцип был делать добро людям – «поднимать павших, награждать достойных».

А. КОСТЕНКО, председатель районного совета ветеранов.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления