Гражданская память о гражданской войне

История Белоглинского района 13.08.2010 14:21

В конце сентября нынешнего года «столица” района — село Белая Глина — отмечает свою очередную годовщину. Самое время перечитать, вспомнить историю села, поговорить о нынешних днях, строить планы на будущее.
Сегодня публикуем исторические заметки о временах Гражданской войны. Предлагаем поделиться своими знаниями исторического прошлого Белой Глины, поразмышлять о дне сегодняшнем. Ждем ваши письма, предложения, фото из семейного архива. Авторы самых интересных заметок получат подарки. Звоните по телефонам: 8(86154) 7-28-41, 7-27-50.

Недалеко от белоглинского элеватора, по дороге, ведущей в поля, в густой и высокой траве стоит старый памятник. Из опознавательных знаков на нем осталась только пятиконечная звезда. Как объяснили специалисты историко-краеведческого музея, памятник стоит на братской могиле красноармейцев, погибших в Гражданскую войну. Больше никакой информации собрать пока не удалось.
В людской памяти почти стерлись и потускнели события 1918-1921 гг. Имена тех, кто сражался мало известны за редким исключением. В семейных архивах о Гражданской войне, войне на самоуничтожение, почти не сохранились свидетельства для потомков. За долгий и страшный ХХ век любой документ мог превратиться в ветошь. Однако некоторые исторически значимые эпизоды гражданской войны, произошедшие на нашей земле, нашлись. В электронной книге «Белый вождь «Малиновых фуражек» описываются страшные события тех лет.
«23 июня 1918 года начался 2-й Кубанский поход «добровольцев». Первую большую группировку красных они разбили у станции Торговой. После крупной победы Деникин развернул свое воинство на сто восемьдесят градусов и, посадив пехоту на телеги, стремительным маршем двинулся к станции Белая Глина, где сосредоточилась 10-тысячная дивизия краскома Дмитрия Жлобы.
Дроздовцы атаковали в авангарде красноармейцев, пытаясь сбить неприятеля с позиций неожиданной ночной атакой. Но она захлебнулась под убийственным пулеметным огнем. В залегших цепях недосчитались полковника Жебрак-Русановича и почти четырех десятков офицеров. Их судьба прояснилась только к полудню, когда дроздовцы вместе с подошедшими корниловцами и дивизией генерала Боровского заняли Белую Глину: во дворе одного из домов «добровольцы» нашли тридцать шесть обезображенных трупов. Тело полковника Михаила Жебрак-Русановича было обуглено — его пытались сжечь еще живого… В тот день даже Деникину не удалось остановить самосуда над пленными красноармейцами. Единственный, кто смог унять разъяренных от увиденного офицеров, был полковник Дроздовский.
По инициативе Михаила Гордеевича сдавшиеся без боя красноармейцы (а таковых набралось достаточно) были сведены в 1-й Солдатский батальон и включены в состав его дивизии. Через два дня именно этим батальоном он атаковал 39-ю дивизию Красной Армии, занимавшую Тихорецкую. Участник тех событий вспоминал: «В Тихорецкой 1-й Солдатский опрокинул неприятеля, переколол всех, кто сопротивлялся. Солдаты батальона сами расстреляли захваченных ими комиссаров… Среди них не было старых солдат, одни заводские парни, чернорабочие, бывшие красногвардейцы».
Страшно, когда зверство порождает ответную резню… Когда «свои» начинают убивать «своих», когда противники соревнуются в чудовищной жестокости. Именно так и произошло.
Полковник Жебрак-Русанович похоронен в братской могиле в Белой Глине после ее занятия бригадой генерала Дроздовского 24 июня 1918 года. В ответ на зверское убийство большевиками захваченного в плен командира полка М. Жебрака и всех офицеров его штаба, а также за применение красными в этом сражении под Белой Глиной впервые за всю историю Гражданской войны разрывных пуль командир 3-й дивизии Добровольческой армии М. Г. Дроздовский отдал зверский приказ расстрелять около 1000 взятых в плен красноармейцев. Прежде, чем успел вмешаться штаб Командующего, были расстреляны несколько партий красноармейцев, бывших на том участке боя, где погибли дроздовцы.
События Гражданской войны запечатлены в нашей истории. И это были не просто разборки бандитских группировок, а крупномасштабные бои с тысячными жертвами. Страшнее нет войны, когда брат идет на брата. И каждый шел на смертный бой в полной уверенности в своей правоте. Поэтому мы, потомки, не вправе игнорировать подвиги ни красной стороны, ни белой, неблаговидные дела и поступки ни тех, ни других. С высоты прошедших лет до сих пор не решено, кто был прав, кто виноват, и мы должны почтительно относиться к памятникам истории. Может быть, под заброшенным памятником захоронены жертвы дроздовцев. А где же тогда могила командира полка М. Жебрака и его сподвижников?
Если кто-то спросит: зачем ворошить прошлое? Чтобы иметь наглядный урок и избежать исторических ошибок.

Ю. КУЛИКОВА

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления