Начало беды длиной в полгода

История Белоглинского района 02.08.2010 13:32

1 августа, исполняется 68 лет со дня оккупации Белой Глины немецко-фашистскими захватчиками
За почти два столетия на долю села выпало немало суровых испытаний. В 1862 году половина его выгорела от страшного пожара. И потребовалось немало сил и времени, чтобы наши предки отстроили новые жилища. Через 21 год село пострадало от сильнейшего урагана. Еще позже Гражданская война унесла жизни почти трех тысяч белоглинцев. На семи плитах Мемориала высечены фамилии многих сотен мужчин села, геройски погибших на фронтах Великой Отечественной.
В этом печальном ряду и оккупация Белой Глины 1 августа 1942 года…
Больше года на западе страны грохотала война. Уже немало похоронок пришло сюда — в далекое от границы кубанское село. Фашисты с подрубленными крыльями попятились от Москвы, надолго увязли под Ленинградом. По их расчетам, новое направление удара – на Дон и Северный Кавказ – сулило успех, чтобы мощным бронированным клином выйти на стратегический простор, опрокинуть ослабленные дивизии Красной Армии, достичь Волги, а там, сосредоточив большие силы вермахта, с юго-востока ударить в спину Москве.
Белая Глина – на этом огненном пути. Пал Ростов-на-Дону, ожесточенные оборонительные бои не смогли сдерживать натиск противника, имевшего значительный перевес в живой силе и технике. Один из таких боев разгорелся 1 августа у поселка отделения № 1 зерносовхоза «Белоглинский». Упорно, многие до последнего патрона, сопротивлялись красноармейцы. Но слишком неравными были силы. В тот же день гитлеровцы без боя заняли Белую Глину. Шла пехота, в три ряда гремели танки, машины и мотоциклы; лица оккупантов не скрывали их самодовольства: как же, части Красной Армии обескровлены, по плану Фюрера «Эдельвейс» группа армий «А» скоро окружит их и уничтожит, южным крылом выйдет к Черному морю, захватит порты, тем самым нанесет сокрушительный удар по базировавшемуся там флоту.
В село вслед за оккупантами прибыли представители немецкой власти: начальник гестапо Герман Шмидт, военный комендант Витч, следователь Лейман и другие. Карательные органы разместились в зданиях средней школы № 9 (ныне № 12) и тогдашнего райкома партии. Кровавые щупальца этого фашистского спрута вскоре охватили все село. Притихла Белая Глина: не слышны веселые голоса, все реже выходили жители на улицы, зато с каждым днем чаще и чаще в их дома и хаты бесцеремонно вваливались непрошеные гости, требуя продукты питания, а в южной стороне «…то и дело в балке, Где буйствовала веснами трава, Теперь свинец – ему ль кого-то жалко?! – Вступал в свои жестокие права».
Выкормыши Гитлера – любители баварского пива, покорители Европы, почти безропотно сдавшейся на милость победителя, – теперь здесь, в одном из многих тысяч советских сел, чинили кровавую расправу: расстреляли местных евреев с семьями и тех, что были эвакуированы из западных городов; от рук карателей погибли председатель колхоза коммунист Герасим Воронкин, заведующая детсадом Федора Богданова с тремя детьми, председатель правления сельпо Ольга Шевченко, директор нефтебазы Иван Барзасеков с женой и тремя детьми, учительница школы № 11 Ситя Куколева, участница слета комбайнеров в Москве, награжденная орденом «Знак Почета» Александра Журавлева и многие другие прекрасные сыны и дочери Белой Глины. Всего же было расстреляно во время оккупации свыше 3800 белоглинцев, жителей соседних районов и военнопленных; разрушены самые важные объекты села, нанесен тяжелый урон его экономике, не меньший – в моральном плане всем жителям – от малых до старых.
Вся тяжесть оккупации запечатлелась в памяти «детей войны». Они, далеко еще несовершеннолетние, испытали холод и голод, непосильный труд наравне со взрослыми, страх перед вооруженными громилами. Об этом они рассказали в книге «Белоглинцы – дети войны». Там только 20 авторов, но в таком же, даже более трудном, положении были миллионы детей сражавшейся страны. И только 25 января 1943 года село огласилось радостными юными голосами: «Наши! Наши пришли!». Но это – уже другая тема.
Да, таковы начало и вся полугодовая беда, обрушившаяся 1 августа на Белую Глину. Получилось так, что мы вычеркиваем из памяти эту мрачно-скорбную дату. Хорошо помним и отмечаем День Великой Победы, 25 января – день освобождения села от немецко-фашистской оккупации, 23 февраля – праздник защитника Отечества. Понятно, там – немало светлого, радостного, патриотичного. Но и эту дату нельзя забывать, чтобы не вычеркнуть – пусть даже и такую печальную – страницу из «биографии» многострадального села.

С. НИКИТИН.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления