Прокуратура

Прямая линия с прокурором района Михаилом Нечитайло

В канун новогодних праздников была объявлена «прямая линия». На вопросы белоглинцев ответил прокурор района Михаил Нечитайло.

Вопрос:
— Каков порядок согласования перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных (квартирных) источников тепловой энергии?
Ответ М. Нечитайло:

— В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ): «Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения».

Согласно ст. 26 ЖК РФ: «Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма;

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если жилье является памятником архитектуры, истории или культуры.

Однако, в соответствии со статьей 36 Федерального Закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Строительство многоквартирных жилых домов велось в соответствии с проектной документацией, имеют централизованное теплоснабжение. В соответствии пунктом 6.1.1. Свода правил СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»:

«6.1.1. Теплоснабжение зданий может осуществляться:

— по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения от источника теплоты теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), по тепловым сетям от источника теплоты населенного пункта, квартала, микрорайона районной тепловой станции (РТС) и квартальной тепловой станции (КТС);

— от автономного источника теплоты, обслуживающего одно здание или группу зданий (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка);

— от индивидуальных теплогенераторов.»

Организация теплоснабжения МКД посредством «смешанного типа», т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения и теплоснабжения с использованием ИИТЭ, нормативными документами не предусмотрена.

Таким образом, действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в многоквартирных домах.

Пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что изменение параметров объектов капитального строительства является реконструкцией.

Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 №153 комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) определяется как реконструкция здания.

Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором планируется строительство или расположен планируемый к реконструкции объект капитального строительства.

В соответствии с подпунктом 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию, включает решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством.

В связи с демонтажом внутридомовой централизованной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, поэтому для проведения реконструкции в соответствии с частью 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, необходимо согласие всех без исключения собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Пункт 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Для перехода многоквартирного дома на индивидуально отопление необходимо предусмотреть возможность такого перехода для конкретного МКД в схеме теплоснабжения поселения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» ежегодная актуализация схемы теплоснабжения проводится в год предшествующий году, на который актуализируется схема.

Предложения по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

К предложению граждан по внесению изменений в схему теплоснабжения поселения (городского округа) в части перехода на ИИТЭ необходимо прикладывать копию решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции МКД с отключением от системы централизованного теплоснабжения.

В целях определения возможности перехода на ИИТЭ и последствий отключения МКД от системы централизованного теплоснабжения органам местного самоуправления целесообразно направить запрос с перечнем МКД, планируемых к переходу на ИИТЭ, в теплоснабжающую и газоснабжающую организации.

С учетом установленных сроков актуализации схем теплоснабжения запрос должен быть направлен не позднее 10 марта.

В отношении заявлений граждан на получение разрешения на переход отдельных жилых помещений в МКД на ИИТЭ, представление на рассмотрение документации не соответствующей действующему законодательству (пп. 1.1-1.5), а именно:

а) нормам Градостроительного кодекса РФ, Федерального Закона №384-Ф3 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и подзаконным актам о техническом регулировании (переход на ИИТЭ является реконструкцией, а не переустройством),

б) нормам Градостроительного кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ о порядке распоряжения общим имуществом собственников многоквартирного дома (обязательность единогласного решения собственников жилых помещений в МКД о его реконструкции);

в) нормам Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (отсутствие в схеме теплоснабжения поселения (городского округа) в разделе перспективного развития данных о планируемом переходе соответствующего многоквартирного дома на ИИТЭ), в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ,

— является основанием для отказа.

Вопрос:
— Как жители района могут повлиять на решения органов местного самоуправления при определении мест расположения детских и спортивных площадок, иных объектов социальной инфраструктуры? Вправе ли граждане осуществлять контроль за тем, как органами власти осуществляется деятельность по благоустройству территорий муниципальных образований?
Ответ:

— Согласно подпункту «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.09.2017 № Пр-1773 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить широкое привлечение граждан к определению направлений деятельности по благоустройству территорий муниципальных образований и их непосредственное участие в такой деятельности.

Механизмы привлечения общественности к обсуждению вопросов благоустройства и участия в деятельности по благоустройству широко используются в нашем крае.

Муниципальными образованиями края обеспечиваются условия для привлечения граждан к определению направлений деятельности по благоустройству территорий муниципальных образований и их непосредственному участию в такой деятельности. Население участвует в обсуждении актуальных направлений деятельности по благоустройству путем общих собраний, сходов, опросов. Составляются ежегодные планы по благоустройству муниципальных образований, которые обсуждаются на собраниях жителей сел и корректируются с учетом их пожеланий. Еще одной формой работы с общественностью является включение представителей гражданского общества в рабочие группы, комиссии, советы, формируемые при органах местного самоуправления.

Для осуществления участия граждан и иных заинтересованных лиц в процессе принятия решений и реализации проектов комплексного благоустройства территории поселений используются следующие формы:

а) совместное определение целей и задач по развитию территории, инвентаризация проблем и потенциалов среды;

б) определение основных видов активностей, функциональных зон общественных пространств, которые представляют часть территории поселения, для которых определены границы и преимущественный вид деятельности;

в) обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов;

г) консультации в выборе типов покрытий, с учётом функционального зонирования территории;

д) консультации по предполагаемым типам озеленения;

е) консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования;

ж) участие в разработке проекта, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами;

з) одобрение проектных решений участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей, собственников соседних территорий и других заинтересованных лиц;

и) осуществление общественного контроля над процессом реализации проекта (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта);

 Реализация проектов сопровождается информированием общественности о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе.

Информирование осуществляется путём:

а) задействования официального сайта сельского поселения для сбора информации, обеспечения «онлайн» участия и регулярного информирования о ходе проекта;

в) вывешивания афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту (дворовой территории, общественной территории), а также на специальных стендах на самом объекте;

г) в наиболее посещаемых местах (общественные, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой’ территорией или на ней (амбулатория, дом культуры, библиотеки), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах);

д) информирования местных жителей через школы и детские сады, в том числе школьные проекты: организация конкурса рисунков, сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашения для родителей учащихся;

е) индивидуальных приглашений участников встречи лично, по электронной почте или по телефону;

ж) распространение анкет и опросных листов;

з) использования СМИ, социальных сетей и интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до населения.

Общественный контроль в области благоустройства осуществляется любыми заинтересованными физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием технических средств для фото-, видео фиксации, а также интерактивных порталов в сети Интернет. Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в области благоустройства направляется для принятия мер в уполномоченный орган администрации и (или) на интерактивный портал в сети Интернет.

Общественный контроль в области благоустройства территории поселения осуществляется с учётом положений законов и иных нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации и общественном контроле в области благоустройства, жилищных и коммунальных услуг.

Если гражданину не предоставляется интересующая его информация, либо органы местного самоуправления не реагируют на поступающие предложения и критику, предлагаю обращаться с заявлением в прокуратуру района. Обращение возможно как в письменной форме, так и путем личного приема, который осуществляется в течение всего рабочего дня сотрудниками прокуратуры района.

Похожие записи

Прокуратура Белоглинского района подвела итоги работы за 2018 год

Редактор

На каком основании осуществляется проверка сведений, представленных гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу?

Предусмотрена ли ответственность за совершение коррупционных правонарушений для организаций?

Редактор

Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях?

Редактор

прием граждан по вопросу соблюдения прав

Защита прав граждан в порядке гражданского судопроизводства