Общество

23 марта родился первый герой страны, наш земляк Анатолий Ляпидевский

23 марта – день рождения Героя №1 России — Анатолия Ляпидевского. Вот что пишет в №31 от 21.03.1998 года в газете Белоглинского района «Родная земля» (именно так в то время называлась газета «Белоглинские вести»), директор краеведческого музея Любовь Шманкевич (ныне покойная).

Выпуск №31 от 21.03.1998 года газеты «Родная земля»

«Вот оно – старое, много повидавшее на своем веку здание средней школы № 12. 23 марта 1908 года здесь, в селе Белая Глина Медвеженского уезда Ставропольской губернии, в семье сельского учителя Василия Ивановича и его жены Ирины Александровны Ляпидевских родился мальчик, которому суждено было совершить подвиг, стать самым первым Героем Советского Союза.

В 1926 году по путевке ейского райкома комсомола 18-летний Анатолий Ляпидевский был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу Воздушных Сил. Буквально через восемь месяцев учебы способного курсанта направили в школу морских летчиков города Севастополя.

8 июня 1928 года школа выпустила своих воспитанников в большую жизнь. Приказом реввоенсовета им было присвоено звание командиров рабоче-крестьянского Красного флота.

Талантливого летчика направили для прохождения службы в эскадрилью тяжелых морских самолетов.

В начале 30-х годов молодая республика Советов приступила к практическому освоению Северного морского пути. Успешно, за одну навигацию, прошел ледовую трассу ледокольный пароход «Сибиряков». Новая научная экспедиция готовилась пройти ледовый арктический путь с запада на восток на грузопассажирском судне не ледокольного типа «Семен Челюскин». Ее возглавил профессор Отто Юльевич Шмидт.

К этому времени, по независящим от него причинам, Анатолий Васильевич ушел из армии в гражданскую авиацию и работал летчиком на Дальнем Востоке, обслуживая пассажирский маршрут Хабаровск-Сахалин. Затем, в октябре 1933 года, добился перевода на Север.

Десятого августа 1933 года пароход «Челюскин» вышел из Мурманска. В Чукотском море, в районе Колючинской губы, настали первые испытания: дрейф, сопротивление стихии… 19 сентября 1933 года пароход прочно застрял во льдах, и три долгих месяца челюскинцы находились в ледяных тисках. А 4 ноября 1933 года корабль вновь вынесло на чистую воду.

Север преподносил «сюрпризы» — 16 ноября 1933 года корабль «Челюскин» стал на зимовку.

Минули ноябрь, декабрь, первые месяцы нового, 1934 года… Труднейшая зимовка. 13 февраля случилось невероятное. Стиснутый льдами в Восточно-Сибирском море корабль начал трещать. Льды в любую минуту могли смять его и навсегда похоронить в торосах.

Экспедиция в составе 105 человек высадилась на лед. В эфир полетела радиограмма:

«Полярное море, в 15 часов 30 минут, в 155 милях от мыса Северного, в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул раздавленный сжатием льдов».

Вечером в Москве заседала экстренная комиссия в составе Сталина, Молотова, Ворошилова, Куйбышева, Орджоникидзе, Кагановича. Решали вопрос о спасении членов экспедиции.

В их адрес полетела радиограмма:

«Шлем героям-челюскинцам большевистский привет. С восхищением следим за героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи. Уверены в благополучном исходе вашей славной экспедиции и в том, что в историю борьбы за Арктику вы впишите новые славные страницы».

Весь мир с напряжением следил за «челюскинцами». Лучшие летчики страны вылетели на спасение экспедиции: Каманин, Молоков, Слепнев, Водопьянов, Доронин, Леваневский. В их числе был и Анатолий Васильевич Ляпидевский. Долгие и мучительные дни поисков в ледяном безмолвии Севера. 28 раз экипаж Ляпидевского в составе второго пилота Е.М. Конкина, летчика-наблюдателя А.В. Петрова и бортмеханика М.А. Руновского брал старт с Уэлена (недалеко от мыса Дежнева), и каждый раз тяжелый АНТ-2 возвращался ни с чем. И только 5 марта 1934 года экипаж Ляпидевского обнаружил экспедицию и благополучно приземлил самолет на крохотную площадку. Вот где пригодилось высочайшее летное мастерство, знание капризов и особенности Севера. Снабдив людей продуктами, аккумуляторами для радиостанций, лопатами и кирками для расчистки аэродромной площадки, экипаж вывез на большую землю 10 женщин и двоих детей: трехлетнюю Аллу Буйко и родившуюся на «Челюскине« 6-месячную Карину Васильевну, получившую свое необычное имя в Карском море. Остальных членов экспедиции по уже проложенной трассе спасали другие летчики. И 13 апреля 1934 года люди были доставлены на землю.

Имя летчика А.В.Ляпидевского облетело весь свет. Газеты мира на разных языках пестрели заголовками: «Сказочный подвиг Ляпидевского»; «Блистательный подвиг героев Арктики»; «События мирового значения»; «Символ цивилизации»; «Блистательный успех».

«Имена советских летчиков, — писал «Дейлителеграф», — Ляпидевского и Петрова, летавших от Уэлена при температуре -72 градуса, снизившихся на льдину и сумевших вновь успешно подняться с 10 женщинами и 2 детьми, останутся навсегда в героической истории авиации…»

Родина высоко оценила подвиг отважных летчиков. Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года была установлена высшая степень отличия — звание Герой Советского Союза. Грудь нашего земляка украсила медаль «Золотая звезда» с порядковым номером «1». Вручая А.В. Ляпидевскому эту награду, М.И. Калинин сказал: «Ну, Анатолий Васильевич, откроем счет героических дел во славу нашей великой Родины».

На особом совещании ЦК ВКП(б) 2 октября 1934 года А.В. Ляпидевский был принят в члены партии без прохождения кандидатского стажа. В 1939 году А.В. Ляпидевский окончил военно-воздушную академию имени Жуковского и стал авиационным инженером. Во время Великой Отечественной войны генерал-майор Ляпидевский находился в действующей армии на должности начальника полевого ремонта 72-й воздушной армии. После войны он — заместитель наркома авиационной промышленности, затем — директор крупного приборостроительного завода.

Память о герое-земляке живет в сердцах белоглинцев. Ведь он не только родился на нашей земле, но и долгие годы поддерживал с нею связь. В дар музею им переданы личные вещи и оружие, многочисленные документы и фотографии. Там же хранятся написанные им письма, телеграммы, отправленные на имя белоглинских руководителей, визитная карточка.

Бюст Героя, сделанный московским скульптором Е.Ф. Посядо, портрет, который написала по просьбе колхоза им. Ленина заслуженный художник РСФСР Н.П. Калугина, все это не позволят забыть мужественное лицо земляка. Ведь он — Почетный гражданин села Белая Глина.

29 апреля 1983 года на 76-м году жизни, после тяжелой болезни, А.В. Ляпидевский умер. С целью увековечения памяти нашего земляка решением исполкома Белоглинского сельского совета от 18 мая 1983 года переулок базарный переименован в улицу им. Ляпидевского.

Памяьник А.В. Ляпидевского, установленный в парке села Белая Глина

В центре села Белая Глина, в парке культуры, установлен памятник А.В. Ляпидевскому за счет средств колхоза им. Ленина. Открытие этого памятника состоялось в августе 1990 года в день празднования 170-летия села Белая Глина. Похоронен А.В. Ляпидевский в г. Москве на Новодевичьем кладбище.

В 2007 году средней школе №12 села Белая Глина было присвоено имя Героя №1 Анатолия Ляпидевского, на историческом здании установлена мемориальная памятная плита.

В 2010 году в на Родине героя побывала правнучка Анатолия Ляпидевского Ольга Казьмина.

– Я знала с детства, что мой прадед родился в Белой Глине, но что это за «место на карте» – не представляла себе, – рассказала Ольга. – Я была просто потрясена, что белоглинцы свято чтут память о моем прадедушке Анатолии Ляпидевском.

 

 

Похожие записи

Для удобства покупателей магазин «Дары Кубани» осуществляет доставку продуктов на дом

administrator

С 1 апреля пенсии по государственному обеспечению будут увеличены на 6,1%

administrator

Кубанские предприятия перепрофилировались на производство антисептиков и масок

administrator

Общественные места и улицы Белой Глины обработали дезинфицирующими средствами

administrator

Выдача спецпропусков для сотрудников в Белой Глине

administrator

Передвижение на личном транспорте возможно, только если поездка связана с вопросами жизнеобеспечения

administrator