Осколки, разбившие судьбы

Люди. Герои. Судьбы 31.05.2020 08:31

Первая половина ХХ века для многих россиян ознаменована неисчислимыми страданиями
и испытаниями: Первая мировая война, революция, Гражданская, Великая Отечественная войны.
И все это повторялось с периодичностью в два десятка лет.
О родных и своем отце – ветеране Великой Отечественной Николае Базалей – мне рассказала дочь фронтовика, жительница Белой Глины Вера Пшеничная.

Предки Николая коренные кулешовцы. Отец, Григорий Иванович Базалей, родился в 1896 году в с. Кулешовка. Его родители — переселенцы из г. Чернигова, умерли рано, оставив четверых детей. Младший брат Григория Ивановича, Данила, погиб в 1921 году во время Егорлыкской операции в боях с белогвардейцами. Его имя увековечено на памятной плите мемориала в Кулешовке. Григорий Иванович был женат на сироте Агафье Яковлевне Власовой. Служил звонарем в сельской церкви, был человеком тихим, болезненным, умер в 1950 году. Семья жила очень бедно. В 1921 году родился сын Иван, за ним Николай, затем Мария, Михаил, Петр, Егор, Сергей, Федор.

Иван защищал Брестскую крепость

В 1940 году старшего сына многодетной семьи Базалей, Ивана, призвали в ряды Красной Армии, служба проходила в Бресте. Когда в июне 1941 года немцы завладели городом, Иван был тяжело ранен, попал в лагерь военнопленных, где позже скончался. Похоронен в местечке Кольно Гомельской области Беларуси, имя солдата также увековечено на мемориале с. Кулешовка.

Николай освобождал Кавказ

Николай Базалей родился в 1925 году. В Красную Армию был призван в 1943 году, попал в 307-й горно-стрелковый полк. Воинское звание – стрелок. В боях получил ранение в левую ногу. После госпиталя был направлен в 242-ю Таманскую бригаду, 414-ю стрелковую бригаду в звании сержанта. Участвовал в боях за освобождение Кавказа от фашистов.
Полк продвигался все дальше, и в боях под Брянщиной отряд попал в окружение. Николай получил осколочное ранение в голову. Больше недели они вместе с другом и земляком Федором Худиковым выходили из окружения. Николай от боли часто терял сознание. Истекая кровью, приходил в себя, просил пить. С водой было тяжело, поэтому Федор надрезал кору березы, собирал сок и поил друга. Измученным, им все же удалось выйти к своим, после чего дороги боевых товарищей разошлись. Николая отправили на лечение в эвакогоспиталь г. Белореченска.
Так сложилось, что на дорогах войны связь с солдатом была потеряна. Вдруг родителям пришло сообщение: их сын в октябре 1944 года пропал без вести. Безутешная мать, потерявшая уже второго сына, кричала, плакал отец с детьми. А тем временем Николай Базалей в госпитале боролся со смертью. Ранение оказалось крайне тяжелым. С диагнозом «мозговой детрит» ему была проведена трепанация черепа, удалены осколки.
Много дней и бессонных ночей Николай боролся за жизнь, и… выжил. Его выздоровление врачи называли чудом. Николай был признан не годным к воинской службе с присвоенной медиками 2-й группой инвалидности пожизненно.
В марте 1945 года Николай вернулся домой, в родную Кулешовку, израненный, с перебинтованной головой, но живой. Со слезами его встречали мать и отец. Братья радостно обнимали солдата, а он плакал от счастья, что остался жив.

После войны. Вера
Жизнь продолжалась, нужно было помогать семье. Трудился Николай на разных работах в колхозе. Был грамотным, окончил 7 классов, комсомолец. После окончания курсов в ст. Васюринской его направили заведующим молокозаводом в с. Новопавловку. В это время Николай уже был женат на красавице Марусе Козловой. Жилья у молодых не было, скитались по съемным квартирам. Сначала мужчина работал в Новопавловке, на бывшем 6-ом отделении совхоза, после в Кулешовке. Появились дети: в 1947 — дочь Вера, в 1950 — сын Владимир. Вера Николаевна помнит свое голодное, холодное детство, переезды по хатам, квартирам.
— Отец болел, фронтовые ранения давали о себе знать, часто испытывал эпилептические приступы, – рассказывает Вера Пшеничная. – Нам с братом было больно смотреть на его тяжелые мучения. Словно волной, его подбрасывало вверх, после чего он падал с кровати на пол, бился в судорогах, кусал язык, шла кровь, пальцы впивались в ладони. Эти муки продолжались по 30-40 минут, после чего он приходил в себя. Мы укладывали его, обессиленного, на кровать, умывали от крови, несколько дней он не мог есть – болел язык. Лечился в военном госпитале Краснодара. Мама работала в колхозе, ухаживала за больным мужем.
— Пишу эти строки и плачу от жалости к отцу и матери, – едва сдерживая слезы, делится Вера Николаевна. — После окончания восьмого класса с подругой Натальей я поступила в техникум кооперативной торговли в г. Белореченск. Когда отец привез нас туда, он расплакался, вспомнил, как здесь, в этом городе, боролся со смертью. Мы поднялись на второй этаж, свернули налево, и он остановился перед аудиторией, где в военное время располагалась палата госпиталя. Долго мы стояли, вспоминая войну, боль, страдания, все, что ему пришлось пережить. Отец рассказывал, что сильно жалел о том, что не смог дойти до Берлина, добить последнего фашиста.
До последних своих дней Николай Григорьевич трудился в колхозе экспедитором, работал сторожем, был членом правления колхоза, но болезнь продолжалась, приступы случались все чаще. 9 февраля 1973 года, после затянувшегося ряда приступов, он скончался в возрасте 48 лет.
Сын Николая Григорьевича, Владимир, вырастил двоих детей. Работал в колхозе, стал передовым свекловодом, награжден почетными грамотами и поездкой в Болгарию.
Вера Николаевна вырастила дочь, окончив техникум, трудилась в сфере торговли. После смерти мужа мать Веры Николаевны, Мария Евтеевна, продолжала работать в колхозе, помогала детям растить внучат.
Братья Николая Базалей разлетелись кто куда. Петр окончил школу фабрично-заводского ученичества, работал строителем. Воспитал четверых детей, умер в г. Козельске. Егор также окончил ФЗУ, жил в п. Зимовники, вырастил дочь. Михаил и Сергей воспитали каждый по трое детей, похоронены в с. Кулешовке. У брата Федора детей не было, похоронен в с. Кулешовке.
Марии Евтеевне недавно исполнилось 95 лет, но в своем возрасте она помнит все тяготы войны и послевоенного времени.
— Если бы папа был жив, он был бы окружен любовью двоих детей, троих внуков, шестерых правнуков, – сетует Вера Николаевна.
…Жизнь продолжается. И как бы ни было трудно, старшее поколение с надеждой на лучшее повторяет: «Лишь бы не было войны».

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления