Общество

К юбилею села Белая Глина пишут и издают книги

Иван Бойко писатель, краевед пишет книгу об истории Белой Глины и ее людях. Поделился с редакцией своими историческими зарисовками

В этом году село Белая Глина, расположенное в 240 километрах от столицы Кубани, отмечает 200-летие со дня образования. По утверждению многих авторов публикаций и архивных данных, в 1820 году на месте нынешнего райцентра у реки Меклеты впервые поселился крестьянин Рябошапка со своей семьей. Они образовали хутор, в который стали прибывать первые переселенцы из Таврической, Воронежской и Харьковской губерний.

Празднование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Село Белая Глина, Ставропольская губерния, 1911 г. (Возможно, 3 марта (19 февраля по ст. ст.))
Фото из архива Белоглинского музея.

Период становления Казенной земли в этом месте было много. Да и для строительства хатенок вдоволь оказалось камыша и глины. В одном из глинищ нашли даже белую глину. В честь этой бесценной находки и назвали позже село, которое образовалось из множества хуторов первопоселенцев. В 1828 году велась планировка селения Белая Глина с целью создания условий, удобных для передвижения населения и гужевого транспорта по селу. В ходе планировки выделялись места для церквей и церковных площадей, а также для общественных зданий.
Радость первопоселенцев, вызванная обилием земли, рыбы, камыша и трав уже в первые годы сменилась для них большими бедами. В 1835 году в селе бушевал страшной силы ураган, разрушивший многие постройки, уничтоживший посевы, огороды. А затем наступили голод и холера. В 1850 году холера снова начала косить селян. В 1862 году из-за пожара сгорела половина сельских построек. В 1883 году сильнейший ураган нанес огромный урон жителям Белой Глины и окрестных сел. В 1892 году из-за холеры умерло 90 человек. Но село жило полноценной жизнью. Развивались сельское хозяйство, промышленные производства. В книге «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельско-хозяйственном отношениях», изданной под редакцией инспектора народных училищ Антона Ивановича Твалчрелидзе в 1897 году в типографии М. Н. Корицкого, отмечается, что в тот период «в селе имеется 1867 дворов, 2140 домов и две деревянные церкви на каменных фундаментах: одна — в честь Пресвятой Троицы, а другая — в честь св. Николая Чудотворца. По окладным листам 3443 ревизских души, а по посемейным спискам — 5733 м. п. и 5670 ж. п. наличных душ. Лиц, не причисленных к обществу, насчитывается 760 д. м. п. и 640 ж. п. Коренные жители села состоят из малороссов и великороссов, переселившихся сюда большею частью из Воронежской губернии… В селе насчитывается 5259 лошадей, 9630 голов рогатого скота, 21400 овец, 400 коз и 3540 свиней».
Об этом селе в газетах большевиков иногда появлялась информация, подчеркивающая приверженность его жителей революционным идеям. Есть упоминания о Белой Глине и в трудах В. И. Ленина.

Жители села Белая Глина, 1911 год. (Эксклюзивные фотодокументы из Ставропольского архива.)

Революционная Белая Глина
В конце 19 начале 20 века усилилось классовое расслоение местного населения. Столкновения были вызваны в основном экономическими, а не политическими причинами. Об одном таком событии сообщалось в газете «Искра» в 1902 году так: «В Белой Глине, в большом 20-тысячном селе, крестьяне начали требовать прирезок земли и новой планировки… Когда земский начальник Жуков начал их усмирять домашними средствами, крестьяне вытолкали его в шею со схода и заявили, что их дело правое. Губернатор Никифораки поехал самолично и беседовал с крестьянами, угрожая им нагайками и казаками… Жандармы и местная уездная полицейская администрация разъезжают по селам и хуторам всей губернии, ищут «крамолы», допрашивают крестьян, спаивая их водкой. Все эти допросы, конечно, окончились ничем… О прокламациях знал и стар, и млад. Школьники, например, заявляли своим учителям 1 мая, чтобы они их отпустили, так как у них «сегодня праздник».
В те годы в местные населенные пункты, отдаленные от больших городов, стали поступать сведения о революционных выступлениях рабочих. Здесь знали о «Тихорецком кровавом воскресении», когда рабочие депо и мастерских станции Тихорецкой в январе 1905 года объявили стачку, выдвинув экономические требования, а жандармский полковник Марков приказал расстрелять «бунтовщиков». Знали и о возникновении в Тихорецкой Совета рабочих депутатов. И о том, что там власть полностью переходит в его руки.
Прошла забастовка железнодорожников станции Песчанокопской. Революционные брожения крестьян были отмечены в 1905 году и в Белой Глине. В селе оперативно арестовали членов крестьянских революционных комитетов и активных участников революционного движения. И вспышку революционного пламени удалось загасить.
Недовольство народа было вызвано в основном его тяжелым материальным положением, усилением гнета со стороны богатых селян.
Местные жители не всегда были довольны и своими священнослужителями, на которых не распространялась власть правоохранительных органов. А некоторые из них, пользуясь этим, нарушали нормы действующего законодательства и морали. Об этом знали даже в столице Российской империи.

Недовольство поборами
Газета «Юг», выходящая в Ставрополе, писала: «В письме к Ставропольскому архиепископу Агафедору жители села Белая Глина сообщили о незаконных поборах с прихожан священником их села Завгородним. «Однажды, — сообщали они Агафедору, — о. Завгородний совершал таинство крещения над ребенком местного крестьянина Сергея Кулакова и потребовал за свой труд большую плату». Писали тогда крестьяне и о том, что их священник «нанимает у них землю в критические для них моменты по самой низкой цене, по 6-7 рублей за десятину, и потом тут же землю сдает крестьянам по 15-18 рублей за десятину», и о том, что он грубо с ними обращается.
В материалах следственного дела «По обвинению священника Павла Завгороднего в вымогательстве», с которым я познакомился в Государственном архиве Ставропольского края, подробно освещаются его беспардонные нарушения существующего в тот период законодательства. Привожу только некоторые из таких фактов: «Филипп Кулаков предложил ему 30 копеек, а отец Павел ему сказал: «Давай 50 копеек!» Филипп Кулаков ответил: «Нет, батюшка, отец ребенка человек бедный, даже квартиры своей не имеет. Живет в чужаках. Эти 30 копеек я и так даю из своих средств, а у него, отца ребенка, ничего нет. Тогда священник закричал: «Врешь ты, как собака!» Восприемник спросил: «Разве мы собаки? Я крещеный человек». А священник опять: «Пьянствовать есть, а на крестины нет. Врете вы всегда, свиньи». Филипп Кулаков хотел оправдаться, но о. Павел начал топать ногами, продолжая кричать: «Замолчи!» При этом присутствовали Прасковья Дятлова, Наталья Петренко и Иван Будников».
Жалобу на священника Павла Завгороднего подписали крестьяне села Белая Глина: Николай Лактионов, Морей Варавин, Василий Лоскутов, Егор Мезенцев, Василий Воловик, Сергей Жиров, Петр Кулаков, Филипп Кулаков, Иван Новичихин, Григорий Митров, Семен Переверзев и другие. Жаловались на священника и местные учителя Спиридон Руденко и Елена Долгая.
Это дело надолго заволокитили. Но все же, в виду того, что оно получило большой общественный резонанс, через три года жалоба 23 жителей села Белая Глина на священника П. Завгороднего была рассмотрена. Он был присужден к месячной епитимии при Кавказском обвальном монастыре, а затем перемещен в другой приход.
Но такое отношение священнослужителя к грубейшему нарушению прав прихожан тоже способствовало волнениям селян.

Первая мировая сказалась на благополучии селян
С началом Первой мировой войны резко ухудшилось материальное положение местных жителей. Непомерно выросли цены, возник дефицит многих продовольственных и промышленных товаров. В населенных пунктах Белоглинской волости была введена карточная система отпуска продуктов. Об этом периоде сообщалось в газете «Северокавказский край» так: «Белая Глина, Медвеж. уезда. Недавно в местной потребительской лавке производилась выдача сахара. Членам сахар выдавался по членским книжкам, а не членам — по «квиточкам», как здесь называются удостоверения, выдаваемые волостным правлением.
При выдаче карточек и самого сахара властвовала и царила грубая сила: сильные, физически здоровые пускали в ход локти, руки, ноги и, не считаясь ни с полом, ни с возрастом, давили и топтали других, лишь бы самим поскорее получить желаемое. Имели место даже несколько несчастных случаев.
С продовольствием, керосином, спичками начались постоянные перебои. Цены росли на них не по дням, а по часам. Это вызывало у значительной части населения недовольство. Возникали всевозможные эксцессы, которые приходилось урегулировать местной полиции. Но недовольство населения существующим режимом постепенно наростало.

 

Жалоба жителей села Белая Глина на священника Павла ЗавгороднегоУдостоврение Николаевского монастыря

Иван БОЙКО,
член Международного союза писателей и мастеров искусств, кандидат экономических наук.

(Продолжение следует.)

 

Похожие записи

Юбилейная Агропромышленная выставка «Кубанская Ярмарка» пройдет с 1 по 4 октября 2020

administrator

Губернатор Краснодарского края посетил Формулу 1

administrator

Юные бойцы к выполнению поставленных задач готовы!

administrator

Депутаты Совета VII созыва получили удостоверения и провели первое заседание

Владимир Путин провел первую встречу после выборов с главами регионов 

administrator

Кубанские предприниматели могут получить гранты до 3 млн рублей на проекты в сфере туризма

administrator