Белоглинская школа-госпиталь. Здесь живет Память

История Белоглинского района 13.10.2020 14:29

Среди множества дверей в нашей школе есть особая. За ней не учебный класс. Здесь живет Память. Память, которой не будет конца. За ней земля, привезенная из Сталинграда и Новороссийска, политая кровью наших солдат, за этой дверью простреленная каска, письма с фронта и солдатская гимнастерка. За ней – героическая история родной страны. Это дверь нашего школьного музея.

Мы учимся в средней школе № 12, которая имеет богатую и славную историю. Основанная в 1903 году, чего только она ни повидала за 118 лет своего существования. Одна из таких страниц — Великая Отечественная война. Мы, сегодняшние ученики, порой не задумываемся, чему свидетелями были стены нашей школы. На фасаде здания скромная памятная доска, на которой выбито: «В школе 12 во время войны 1941-45 годов дислоцировались госпитали № 3207 июль 1941 г. – февраль 1942 г., госпиталь № 5444 февраль 1943 г. – сентябрь 1944 г.».

Почему я решил написать об истории госпиталя и его людях, врачах, медсестрах, санитарках? Потому что как в годы Великой Отечественной, так и сейчас врачи и медсестры на переднем плане. Они – герои нашего времени. Тема развития здравоохранения в сельской местности сейчас очень актуальна. И это понятно – возникают новые, ранее неведомые инфекции, и надо быть готовым ко всему. На Кубани министерство здравоохранения Краснодарского края уделяет этому вопросу огромное внимание.

Разработаны национальные проекты, программы, которые рассчитаны на обеспечение всех сфер здравоохранения. По нацпроекту «Здравоохранение» ставится задача до 2024 года обеспечить больницы медицинскими кадрами на 95%. В наше время, когда больничные учреждения объединены и находятся в райцентрах, очень остро стоит вопрос о фельдшерско-акушерских пунктах, офисах врачей общей практики. И они строятся. Недавно в нашем районе открылись такие медицинские точки в отдаленных населенных пунктах: хуторе Меклета, строится в станице Новолокинской. По информации министерства здравоохранения Краснодарского края более 200 медиков подали заявки на участие в программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Медики получают специальные выплаты. Молодежь стремится выбрать престижную профессию «врач» или «медсестра». Сейчас на всех курсах краснодарского медуниверситета более 1 тысячи студентов-целевиков. Все они после окончания вуза будут работать в том числе и в сельских больницах.

Мне удалось собрать исторический материал о наших героических врачах, медсестрах, фельдшерах, которые трудились в годы Великой Отечественной войны. Они спасали раненых солдат и мирных жителей. В селе Белая Глина, в историческом здании школы № 12, где я сейчас учусь, располагался военный госпиталь

Госпиталь № 3207

С первых дней войны наша школа превратилась в госпиталь. В письме из Военно-медицинского архива (г. Санкт-Петербург) говорится: «На базе школы № 12 Северо-Кавказским военным округом, 56 армия (командующий — генерал-майор Ф. И. Ремизов), в августе 1941 г. был сформирован эвакуационный армейский госпиталь легкораненых № 3207 на 400-1000 коек. Располагался он в 160 км от линии фронта, в Белой Глине».

Организатор эвакогоспиталя № 3207 врач-хирург Елизавета Васильевна Базанова.

Для начала его работы врачи сельской больницы переоборудовали здание школы. Организаторами госпиталя были врач Елизавета Васильевна Базанова и помощник начальника политотдела Белоглинского зерносовхоза Матрена Максимовна Лаврова.

Сюда сразу поступили первые раненые из Ростова-на-Дону. В госпитале работали самоотверженные хирурги и медицинские сестры. Спать им приходилось на ходу, медики старались помочь друг другу, подменяли, проявляли заботу и внимание. Раненые были благодарны персоналу за хорошее лечение и внимание. Госпиталь № 3207 проработал в нашем селе по февраль 1942 г., так как началось наступление фашистов, району грозила оккупация. Затем убыл в Ростовскую область, где работал с февраля (апреля) по август 1942 г., с августа 1942 г. по октябрь 1943 г. размещался в Краснодарском крае, в октябре 1943 г. был расформирован.


Татьяна Харочкина, Александра Нарыжная, медсестры.

В госпитале № 3207 работали врачи-хирурги Е. В. Базанова и В. Д. Синаев.

Медсестрами госпиталя были Надежда Турулева, Лидия Фомина, Раиса Шевелева, Александра Голева, Е. Дронова, Е. Гринева, Татьяна Харочкина, Александра Нарыжная, Анна Морозова, Раиса Веденская и Раиса Дегтярева.

Создатель музея «Истоки», бывший учитель школы Н. А. Звягина, рассказывала в интервью телеканалу «Кубань 24»:

— Поезда прибывали и днем, и ночью. За сутки предстояло обработать эшелон раненых и отправить их дальше в тыл. Классы стали палатами, учительские называли сестринскими, а в самых больших помещениях устроили операционные. В палатах не хватало коек — их собирало местное население, поэтому в коридорах настелили соломы и на ней размещали раненых. На первом и втором этаже было полно раненых. Как потом вспоминали медсестры, даже приходилось переступать через раненых, чтобы подойти к другому и оказать помощь. Жуткая была картина. Не успели этим оказать помощь — прибыл еще один эшелон. Дорога была вымощена булыжником, и стук колес вместе с криками солдат разлетался по всему селу. Так в 1941 году выглядела центральная сельская улица, по ней на повозках доставляли больных. Едва услышав эти жуткие звуки, люди мчались в госпиталь.

На пределе сил и человеческих возможностей

Евгения Пантелеевна Гамолина (Быканова), секретарь комсомольской организации, так описывала работу эвакогоспиталя:

— Декабрь, ночь, мороз, село во тьме, тишина — ждем раненых с вокзала. Раненых привезли из Ростова на «летучке». Слышен многоголосый шум, крик, стоны, скрип бричек и подвод. В это время стали заносить носилки с тяжелоранеными. Носилки, носилки… Кажется, им нет конца, запах крови, наспех перевязанные головы, руки, ноги. Сдержанный мужской стон, бред, просьбы: «Воды! Воды!».

Я отобрала всех тяжелораненых, иду в операционную. Кругом кровь одурманивающая. Я такого никогда не видела. Голова кружится. Меня тошнит. Я вышла в коридор, ветер освежил голову. Но уходить нельзя, врачи, сестры выбились из сил, поменять некому, нужна поддержка друг другу.

Увидев меня, хирург Синаев говорит: «Комиссар, помоги — держи ногу». Я подставила руку под ногу раненого. Доктор резал ткани, я терпела, но вот пила заскрипела о кости, у меня поплыли круги перед глазами, нога оперируемого отваливается, и я падаю вместе с ней. Очнулась с мокрой салфеткой на лице. Поднялась, вышла во двор, утерлась снегом, вдохнула свежего воздуха, и снова в операционную.

— Пришла? Молодец.

Это было мое первое крещение, посвящение в медработники.

Медсестринская доля

Для обучения медсестрами на двухмесячные курсы в районной больнице приняли около 140 человек, но не у всех хватило настойчивости закончить их и потом служить в госпитале. Санитарные поезда в Белую Глину приходили только ночью, в вагонах были трехъярусные нары, узкие проходы. Сестричкам нужно было положить раненого на носилки, закрыть от холода, погрузить на повозку, в здании школы на носилках занести на второй этаж. Это должны были делать молодые хрупкие девчонки. Хирурги, хирургические сестры не выходили из операционной по трое суток, оперировали зачастую без анестезии, при свете керосиновой лампы или коптилки. В госпитале не хватало йода, стрептоцида. Но врачи требовали от сестер: «Неси! Давай! Иди, ищи!». Бинты стирали, чтобы можно было использовать еще не один раз. Многие девушки не могли выносить запах крови, гноя, карболки. Спали 3-4 часа в сутки. По 15-20 сестер дежурили в смену: помогали врачам, следили за чистотой палат, постелей, топили печи, обрабатывали прибывших в санпропускнике, стирали белье, стригли, брили, мыли больных, поили лежачих, помогали кормить раненых, писать письма, мыли посуду, чистили картофель.

Невольно вспоминаются строки из «Вальса фронтовой медсестры»:

«Фронтовой санбат

у лесных дорог

Был прокурен и убит тоскою.

Но сказал солдат,

что лежал без ног:

«Мы с тобой, сестра,

еще станцуем».

А сестра, как мел,

вдруг запела вальс,

Голос дрогнул, закачался зыбко.

Улыбнулась всем:

«Это я для вас», —

А слеза катилась на улыбку».

Госпиталь № 3207 пролечил в Белой Глине две партии раненых. С началом наступления фашистов был эвакуирован.

Госпиталь № 5444

После освобождения Белой Глины от фашистов средняя школа № 12 превратилась в эвакогоспиталь № 5444 для раненых на 250 мест, из расчета, что он находился на расстоянии 200 км от фронта — так было положено по нормативам военного времени. Госпиталь был сформирован в мае 1943 г. как фронтовой. Принимал на лечение раненых Южного фронта (командующий генерал-полковник Р. Я. Малиновский). Медперсонал включал в себя 52 человека: три врача, восемнадцать медсестер-добровольцев и обслуживающий персонал.

В госпитале № 5444 работали врачи Иван Федорович Русин, Татьяна Сергеевна Троицкая, Владимир Иванович Богданов.

Медсестрами госпиталя были Дина Константиновна Стружко (Максимова), Вера Самойловна Рязанова (Гнездилова), Мария Дмитриевна Сеина.

Шло освобождение Кубани. Первая группа раненых поступила с «Голубой линии», затем из Новороссийска – солдаты, защищавшие Малую землю. Раненых поступало много. Жители нашего села предоставили в распоряжение госпиталя кровати, подушки, простыни, посуду. Белоглинцы стали приносить продукты, поэтому раненые были всегда сыты. Местные комсомольцы помогали медперсоналу, убирали во дворе, показывали выступления художественной самодеятельности. В госпиталь приходили дети из детского дома, школьники, они общались с ранеными, читали стихи, рассказы, показывали тетради, приносили им полевые цветы.

Мы раненым готовили подарки

И в госпиталь несли дары свои.

Несли мы то,

что дома дали мамы,

Кто горсть черешни,

кто-то – леденцы…

Родным бойцам,

не соблазнившись сами,

Несли полуголодные птенцы.

Андрей Андреевич Муриенко, капитан, замполит, вел в госпитале большую работу: читал лекции, проводил политинформации и др. Раненым показывали кино, для них ставились концерты силами медсестер, им были доступны газеты, шахматы, медсестры помогали писать письма домой.

В Белой Глине госпиталь № 5444 пролечил четыре партии раненых. По воспоминаниям медсестры М. Сеиной, за время его работы ни один боец не умер, все выжили. Госпиталь просуществовал до 27 сентября 1944 года, затем был переброшен в г. Новоград-Волынский Житомирской области. Остававшихся 40 раненых отправили в другие госпитали. По призыву райвоенкомата туда отправили 10 белоглинских медсестер, поэтому среди персонала и раненых его называли «Краснодарским».

Спасибо, сестричка!

В госпитале за каждой сестричкой был закреплен раненый. Большой радостью было, когда солдат выздоравливал, выписка считались праздником. Евгения Пантелеевна Гамолина после войны получила благодарственные письма из Волгограда, Москвы, Симферополя. Она вспоминала:

— Раненые говорили, что у нас в госпитале, как на курорте. Благодарили врачей, медсестер, санитаров, поваров за хорошее лечение, обхождение, внимание.

Лечение в белоглинских госпиталях проходили комбат 32-й стрелковой дивизии, освобождавшей Белую Глину, Александр Григорьевич Клименко, капитан Николай Сергеевич Рязанов, Владимир Таланов (г. Казань), А. Н. Беляев (г. Славянск-на-Кубани).

Кроме того, около 30 белоглинцев пролечились в госпитале. Так, Макар Григорьевич Сергеев, 1925 г. р., вспоминал:

— Одним из знаменательных событий для меня стала операция прорыва «Голубой линии». Очень хорошо помню этот день — 23 мая 1943 года. Было много пролито крови, много раненых и убитых… Очень страшно! Я участвовал в разведке боем, нужно было достать языка. Здесь я был ранен в руку и плечо осколком. Лечился в белоглинском эвакогоспитале, который располагался в школе № 12.

Послевоенные встречи

После окончания войны многие бывшие медсестры белоглинских эвакогоспиталей работали в районной больнице, обзавелись семьями, растили детей. В районную газету пришли два письма, в которых Таланов и Беляев просили их разыскать. Работник редакции «Путь Октября» О. Г. Чистякова поместила их просьбу в газете. И через 25 лет после Победы, в 1970 г., состоялась первая встреча бывших работников военного госпиталя № 5444, на которую приехал замполит А. А. Муриенко. Затем была встреча к 40-летию Победы бывших работников военного госпиталя в Белой Глине в 1984 году, куда приезжали В. И. Таланов, А. А. Муриенко. В 1987 г. состоялась встреча ветеранов госпиталя в Волгограде у Е. П. Гриневой (Марфенко). Встреча у В. П. Овчинниковой (Поступайленко) произошла 9 мая 1988 г. в Москве.

Встреча бывших медработников и раненых в 1984 г. в с. Белая Глина. Первый ряд (слева направо): П. А. Песоцкий, М. Д. Сеина, Евгения Марфенко (Гринева) , А. А. Муриенко, З. Заварщикова (Женовачева), В. И. Таланов, А. А. Морозова. Второй ряд (слева направо): Н. К. Устинова, И. Ф. Костенко, М. П. Бережная, Т. Мануйлова, Г. Е. Бережной, М. Г. Мезенцева, Новиков, А. Л. Муриенко, М. Г. Быканов (муж Гамолиной), Женовачев (муж Заварщиковой), З. Скорикова (Новикова), В. С. Розанова (Гнездилова ), А. Нарыжная, Ткаченко, Е. П. Гамолина (Быканова), Н. С. Розанов, Песоцкая.

Школьный музей

В феврале 2001 года в нашей школе начали создавать школьный историко-патриотический музей «Истоки», 9 мая того же года он был открыт. Ветераны и дети войны в нашей школе частые гости. Совет музея «Память» и ученическая лекторская группа систематически ведут в музее экскурсии для учеников школы и ее гостей.

Председатель районного совета ветеранов А. Костенко много лет работал над книгой «Так хочется им кланяться низко», посвященной эвакогоспиталям. В свет она вышла 15 июля 2015 г. По инициативе Анатолия Сергеевича, в 2015 г. на здании нашей школы и районной больницы появились памятные доски о работе госпиталей № 3207 и № 5444.

Прошли годы. Уходят ветераны, свидетели того, какой ценой была завоевана Победа. Как жаль, что никого из бывших медсестер эвакогоспиталей уже нет среди нас. Но жива наша Память.

Люди из легенды –

белые халаты,

Люди, защитившие

грудью нас с тобой,

Люди, приходившие

к раненым в палаты,

Как идут в последний

и смертельный бой.

Одолели беды,

победили, выстояв,

И пути закрыли

смертоносной мгле…

И недаром названы

те бои без выстрелов

Подвигом во имя

жизни на земле…

Роман Воронкин,

учащийся СОШ № 12.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления