Путешествуйте. Ведь эти эмоции и впечатления продлевают нам жизнь

Общество 05.11.2021 11:30

Написать эти строки меня сподвигли ваши материалы в газете о путешествиях. А еще разговор с подругой Галей по телефону. В ходе разговора она спросила, когда и как я проводила свой отпуск. Я не ожидала такого вопроса и мне самой стало интересно: где и когда я была в отпуске, на море, в каких городах? Поговорив с ней, я решила описать эти путешествия. Вспомнить как это было, что изменилось.

Впервые я выехала из села Новопавловка, где я родилась, будучи подростком, в х. Туркино, в пионерлагерь. Отцу дали путевку от колхоза «Родина». Привезли нас тогда человек 10. Разложили свои вещи в палатках. На построении нас оказалось 90 человек. Начали свой отдых с уборки территории, пололи, посыпали дорожки песком, мыли полы в палатках. А вечером…»Взвейтесь кострами синие ночи, мы, пионеры, дети рабочих». Пели песни, жгли костры. Каждый отряд отчитывался, что было сделано за день. Дни летели бытро, водили отрядами в кино на просмотр кинофильмов в х. Туркино. К концу второй недели объявили, что повезут всех нас на автобусах в г. Ставрополь, посмотреть город и его достопримечательности. Радости было и впечатлений о городе, все это осталось в фотографиях на память.

Запомнилась также поездка на каникулах в кубанский центр г. Краснодар. Дали автобус и нас 15 человек повезли в цирк. Впечатлений было много. Во-первых, мы увидели трамвай, троллейбус, цирк. Выступали клоуны, артисты на скачущих лошадях, тигры выпускались из клеток. В кафе накормили мороженным. Друзья, конечно, нам завидовали.

В 9 классе я решила поступать учиться. Три девочки с улицы поехали в г. Таганрог, все сдали экзамены, но… все уехали. Одна не захотела выбирать специальность медика, другая уехала провожать брата в армию, а я не захотела оставаться одна. А еще в г. Таганроге было плохо с водой — очень невкусная, приходилось бегать в автоматы и бидонами носить воду. Помню парк красивый, много лодок, катеров. А какие там вековые деревья, дубы! Окончив школу, поехала поступать в г. Краснодар. Мама хотела. чтобы я поступала на медика, но я была против. Не сдала химию умышленно и вернулась домой. Пошла работать в колхоз «Родина», в столовую, работала в садике. А затем устроилась в библиотеку. Я очень любила читать книги. Работала с Галиной Марьенко (Бескровной), участвовала в художественной самодеятельности. Колхоз предоставил машины на поездку в г. Волгоград. Набросали сена в машины, уселись и в путь дорогу.

Всю дорогу пели песни, с нами были работники клуба В. Лысак, А. Радченко, Л. Кривко, Н. Катылевская, худрук. Проехав большую часть пути поняли, что в степи сбились с пути и едем не туда. Пришлось 50 км. возвращаться назад. Заехали в кишлак. Попросили воды, у местного жителя. Вынесли мешок, а в нем вода?.. Запах воды какой-то не свойственный. Удивили заборы из кизеков, деревья маленькие, степь и овцы. Наконец, добрались до Волгограда. Отправились на Мамаев курган. Спали здесь же, под открытым небом. Погода сопутсвовала. Вечером пошли купаться в Волгу-матушку. Стоим на берегу Волги. Родина мать с мечом и сам курган весь в огнях отражается в Волге. Жаль тогда еще не у всех были фотоаппараты. Но впечатлений хватило и до моих нынешних лет. Я об этом рассказываю своим внукам, да и детям. Теперь они уже взрослые. На второй день мы стали свидетелями удивительного события. С урала приехал сын с племянницей. Они нашли здесь капсулу своего отца. Привезли деревце и посадили его на кургане. Впечатления были удивительными и мы запели: «На Мамаевом кургане тишина». Нам подпели и другие туристы. А потом пели все вместе и такой концерт получился! До сих пор сохранились открытки тех времен, что мы были на Мамаевом кургане.

Второй раз я оказалась в этом городе в 1997 г. Служил мой сын, Сережа, в этом героическом городе. А мой дедушка Федор Бойко освобождал этот город, шел со своей частью и бил фашистов до самого Ростова. А потом его контузило… Я писала о нем очерк в газете «Белоглинские вести».
По туристической путевке в 1978 г., зимой, от отдела культуры, поехала в нашу столицу, Москву. Вот где было что посмотреть. Жили в гостинице «Турист» 23 февраля смотрели салют. Такую красоту огней запомнишь на всю жизнь! Москву проехали вдоль и поперек. Мавзолей Ленина, оружейную палату, Ленинские горы, накупались там зимой, вода с подогревом, посетили финскую баню по желанию. Побывали в Останкино. Вот тут -то и открылся вид на всю Москву, погода тому способствовала. Сидим в ресторане, а из окна по кругу обзор Москвы.
Была еще сверхзадача, которую перед нами поставила бабушка: разыкать ее брата Василия. А нашли мы его в паспортном столе, тоже в г. Москва. Дедушка Вася потом приезжал к сестре в Новопавловку.

Когда старший сын был еще мал, в отпуск я ездила в Абхазию. Купила путевку на теплоход с ночевкой и побывала на озере «Рица», в Сухуми, Батуми, Гаграх, с заходом в порт. Была в обезьяньем питомнике Сухумского парка. Здесь деревья со всего света растут. Таких дубов нигде не увидешь, как в Сухуми.

Следующий мой отпуск проходил в г. Славянске, Донецкой области. Думала там поступить в медицинский, а меня не приняли: говорят учитесь в своем крае.
Закончила Северское культпросветучилище в станице Северской. Эта профессия была мне по душе. Побывали на Кавказе, на Домбае. У въезда высечены слова Высоцкого «Ведь это наши горы они помогут нам». Ездили группой — Л. Черкашина, Т. Кагало, Н. Слинько, Т. Корягина, а также В. Шевченко. Очень понравилась поездка, красивые горы. В заповеднике предупредили, что могут повстречаться медведи и другие животные.

Самое большое событие 2018 года — побывала в городе Курске, в мужском монастыре, на святых источниках, в музее г. Курска от начала создания. На мемориальном месте Курской битвы, стоит обелиск. А еще ездили за грибами, побывали на кладбище, где похоронены моряки потонувшей подводной лодки «Курск». Сын моего двоюродного брата Рома воевал в Афгане. Есть святые места и для этих ребят, увековеченные в г. Курске — монумент во весь рост и фамилии, имена погибших. Мне есть о чем рассказать детям, внукам, друзьям. И на страницах газеты я рассказала об этих памятных местах.

Бывает, спрашиваю: «Почему вы не путешествуете?» отвечают: «Нет денег». Мне кажется, если есть желание, мечта, то ее надо осуществлять! Можно без конца рассказывать, а сколько эмоций, смеха, радости от увиденного испытываешь. И разве все вспомнишь? Мы с мужем часто вспоминаем какой-нибудь случай, — начинаем смеяться. Это заряд энергии. Если бы не этот коронавирус, я собиралась еще побывать на море. Купим с Верой — подругой путевки на 10 дней в Анапу, с проживанием, питанием, лечением и вперед к своим мечтам!

Желаю и всем побывать хотя бы раз в три года в гостях, на море, в горах…Всего вам самого доброго,
Нина Стадникова, ветеран труда.