«Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,
я безрассудно и навечно кану,
одна среди сияющих листов
неся свою ликующую кару.»
Русская литература – это поток мыслей и чувств людей, которым удается запечатлеть не только свои мысли и свою историю, но и историю Родины, переживания и страдания ее народа. Не было еще такой силы, которая смогла бы прервать этот поток. Так и шестидесятники стали явлением, продолжившим течение русской литературы. Это был новый вдох, это была последняя любовь к революции.
Однако такое новое явление не стало тем, что было в начале века, когда все старое просто сметалось, превращалась в пыль, а последователи традиций либо подвергались репрессиям, либо вынуждены были уехать. Но были и те, кто продолжил несмотря ни на что двигать вперед, всячески развивать русскую литературу на Родине. Шестидесятники – это есть то продолжение, те ученики писателей прошлого, которые не быть просто не могли. В поэзии Евтушенко, Окуджавы, Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной виднеется след прошедшей эпохи, тесно переплетающийся с их новаторством.
Ахмадулина, на удивление многих, не стала продолжателем классической «женской» поэзии, полной трагизма, страха, открытости. Вышло совсем наоборот. В ее стихотворениях не найти традиционности Цветаевой или откровенности Ахматовой. Скорее мы находим робость, боязнь не перед чем-то неопределенным, а перед обществом, скромность перед читателем. Все это не укладывается с тем образом жизни, который она вела. Когда читаешь «Воздух августа…» или «Сирень…» не представляешь то, как такая, казалось бы, хрупкая девушка может открыто поддержать великого писателя Бориса Леонидовича Пастернака или приехать в Горький, чтобы, растолкав ошарашенную охрану букетом, подарить цветы Андрею Дмитриевичу Сахарову, находящемуся в ссылке. Именно такой она была.
Творческий путь Беллы Ахатовны начался задолго до поступления в Литературный институт. Она не смогла поступить на журфак МГУ, но не отчаялась – устроилась внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Но настоящий успех был впереди, когда в «Комсомольской правде» напечатали ее стихотворение «Родина». Это был 1955 год. Через некоторое время она выйдет замуж за Евтушенко, появятся публикации в «Октябре», лестные отзывы она получит от Павла Антокольского. Но уже через два года начнут травлю в газетах, в 59-ом она открыто поддержит Пастернака. А как поддержит? Напишет письмо, адресованное лично Хрущеву, с требованием прекращения гонений на Бориса Леонидовича в газетах. Это станет, вероятно, основной причиной ее исключения из Литературного института, в котором она позже продолжит обучение и успешно его окончит.
В 1961 году начнутся выступления на стадионах, которые и принесут славу шестидесятникам, станут неотъемлемой чертой поэтов. В начале 60-х Антокольский поможет выпустить первый сборник стихотворений «Струна», а Василий Шукшин предложит сниматься в своих фильмах. В 1975 году на экраны советского телевидения выйдет картина «Ирония судьбы, или С легким паром!», где прозвучит песня, написанная на стихи Ахмадулиной «На улице моей…». Через 9 лет выйдет кинофильм «Жестокий романс», в котором будет исполнена песня «Романс», стихи к которой будут принадлежать перу Изабеллы Ахатовны.
Она продолжит свои выступления на стадионах, исколесит многие города России, Европы, Америки. Будут награды за вклад и развития искусства в девяностые и нулевые. Ее будут любить во многих уголках нашей планеты, однако она все равно будет любить российского слушателя. Свои концерты она будет давать вплоть до болезни. Последние годы она проведет в Переделкине. Там и оборвется ее земная жизнь.
Стихотворения Беллы Ахмадулиной никуда от нас не уйдут. Все-таки эти тихие, местами беспомощные строки для русской литературы и читателя стали чем-то сокровенным, родным и дорогим, чем-то особо значимым.
А вы, дорогие читатели, помните эту поэтессу? Не забыли ли вы ее стихотворения?