Учитель СОШ № 20 Елена Васюкова выступила на зональной конференции «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего. Образ будущего»
– Каким мы представляем человека будущего? – обратилась Елена Владимировна к участникам конференции. – Это творческая, динамичная, свободная в своих суждениях личность, которая быстро ориентируется в мире меняющихся технологий и умеет самостоятельно предпринимать эффективные решения. Воспитать такую личность может лишь педагог, обладающий этими качествами.
Наставник — это человек, который обладает богатым опытом, делится своими знаниями, прививает навыки и создает условия для социально-культурной адаптации ребенка. Педагог, осознающий себя личностью, наставник должен быть внимателен, чуток к индивидуальности ребенка.
Учителя-наставники нашей общеобразовательной школы всегда готовы прийти на помощь, ответить на все возникающие вопросы максимально полно, доброжелательно, часто подходят к учащимся сами и интересуются, где и в чем возникают проблемы, предлагают свои идеи решения. Но настаивать на своих советах мы не можем. Учащийся может прислушаться к ним, а может найти решение самостоятельно, поэтому право принимать решение остается за ним. Находки своих воспитанников могут использовать в своей деятельности и наставники, потому что нынешнее поколение более коммуникабельное, предприимчивое, смелое.
Главным принципом для педагога-наставника является способность «делать то, о чем говорю, и говорить о том, что делаю», а главным принципом воспитания – честность и открытость. Необходимо интересоваться, чем занимаются ученики: их увлечениями, любимой музыкой, фильмами – всем, что для них является важным. Доверие начинает появляться не только когда мы им помогаем и даем советы, но и когда просим совета у них, интересуемся их мнением, а главное – учитываем его в своей деятельности. А еще надо уметь прощать, и главное – просить прощения!
Развивайте в ребенке исследователя
При проведении уроков больше внимания и я, и мои коллеги стараемся уделить использованию новых подходов, которые помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, выявить творческий потенциал учащихся.
Понятие исследования сопровождает человека с самого раннего детства: каждый день мы открываем для себя что-то новое, исследуя этот мир. Причем открываем самостоятельно. Поэтому применение исследовательской деятельности позволяет учащимся самостоятельно для себя открыть предметные знания.
Знания, приобретенные учениками в такой деятельности, оказываются прочнее, чем «выданные» учителем. Для меня как учителя это является большим плюсом. Выступая в роли помощника, наблюдателя, я могу увидеть деятельность детей во взаимодействии друг с другом, выполнение каждым учащимся своих социальных ролей, умение оформлять и представлять результаты своего исследования. Для меня использование элементов исследовательской и проектной деятельности – один из способов выявления и развития творческого потенциала учащихся. Предметные и практические знания обучающиеся могут использовать в своей повседневной жизни.
Наши оспитанники должны видеть в нас друзей, а не менторов. А для этого надо лишь уметь желать себе и всем ученикам добра, красоты, здоровья. Надо уметь улыбаться! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой, от неприятностей и стрессов. Кубанский поэт Виталий Фролов в одном из своих стихотворений сказал: «…Открывая неведомый край, не винтовку с боезапасом – нес улыбку Миклухо Маклай!»
Для меня учитель – это значимая профессия, которая постоянно позволяет совершенствоваться, дает возможность реализовать свой творческий потенциал во взаимодействии с детьми, решает потребность в ежедневных открытиях. Только влюбленный в свою профессию учитель готов и может повести за собой учеников, увлечь их, заинтересовать. Учитель должен уважать личность ребенка, раскрывать его таланты.
Портрет хорошего учителя в свое время определил великий педагог Василий Сухомлинский: «Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой. Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками».