Владимир Путин открыл Год семьи. Он проводится «в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей», говорится в указе Президента.
Нам стало известно о нескольких семьях из Белоглинского района, принявших участие во всероссийском проекте «Всей семье й». Сегодня наш рассказ о семье Александра и Светланы Ульменовых. Кровных детей в семье пятеро, трое приемных ребятишек. Родом они из Сибири, живут в Белой Глине 6 лет. Проект «Всей семьей» добавил приятных хлопот. Но именно благодаря ему на примере конкретной семьи мы видим, как много хороших людей вокруг нас, замечательных родителей, семей, где сохраняются традиционные ценности и дети живут в любви и заботе.
Кто такой хороший родитель? Наверное, в первую очередь, успешный воспитатель. И его главная черта – быть хорошим человеком. Если родитель сам не обладает такими качествами, как ответственность, порядочность, трудолюбие, то нет возможности привить их своим детям. Только личный пример взрослого, без нотаций, может послужить поддержкой для ребенка в совершении выбора.
Об этом мы говорили со Светланой Ульменовой, многодетной мамой, руководителем центра развития ребенка «Лева», логопедом, нейропсихологом… И можно дальше продолжать. Кто знает, что еще интересного может постичь эта увлеченная жизнью женщина.
— Говорят, дети — это счастье. Скажите откровенно, так ли это?
— Да. На самом деле это счастье — иметь столько детей. Я точно знаю, что бывает тяжело. И что люди по-разному к данной теме относятся. Кто-то восторгается, а кто-то говорит: «Ой, нарожали тут…» Но мое счастье — быть рядом с ними, пока они растут и познают мир.
— Так в чем же счастье?
— Наверное, в том, что мы получаем друг от друга энергию, положительные эмоции, новые впечатления, понимание, что мы нужны друг другу. Мы с мужем нужны нашим детям, а они нуждаются в родителях. Разве не счастье слышать от супруга, который говорит: «Я не представляю, как без вас отдыхать». То есть он хочет быть всегда рядом, потому что нам хорошо вместе.
— Человек рождается, и каждый по-своему индивидуален. У вас восемь детей. Трудно наладить контакт с каждым?
— С каждым последующим ребенком, своим или приемным, мне приходится развиваться самой. Так как я преподаватель дошкольной педагогики и психологии, постоянно занимаюсь саморазвитием. Сейчас учусь на нейропсихолога в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Такие специалисты очень востребованы. Учусь на удаленке, смотрю вебинары. Очень интересно, познавательно, полезно. Информации много. Это здорово! Это повышает мои возможности как профессионала и как матери развивать возможности мозга ребенка, заставлять его работать, задействовать высшие психические функции. И тем самым я нахожу подход к своим детям. Вижу плюсы и минусы в их развитии. Помогаю усилить плюсы, устранить минусы.
— Как вы замечаете положительные или отрицательные качества?
— В проявлении способностей детей, талантов, увлечений. У многих сразу видно, к чему они стремятся. Одни тянутся к музыке, другие в спорт. Отдают предпочтение танцам или чтению. Моя старшенькая обожает читать, интеллектуально развитая. Сама ходит в библиотеку. Ей 10 лет, и пока большинство детей сидят в гаджетах, она любит штудировать энциклопедии. Но вижу, что нехватает организованности и порядка. И с этими проблемами мы активно работаем.
— Как нейропсихолог, как вы оцениваете минусы в поведении и развитии детей?
— Многое связано с генетикой. Большую роль играет внутриутробное развитие. Употребление матерью во время беременности запрещенных средств, ее образ жизни. Инфекции возможные. На поведении и развитии ребенка сказываются как врожденные, так и приобретенные дефекты. Как приемные родители, мы можем только догадываться, в каких условиях родился и жил ребенок. Совместно проживая, присматриваясь друг к другу, подбираем методы корректировки. Если дети с ограниченными возможностями здоровья, то моя задача максимально нейтрализовать нарушения в развитии. Безусловно, без помощи профессиональных специалистов, того же невролога, трудно обойтись. Ведь очень важно понимать причину ограничений. Либо они унаследованные, например умственная отсталость, и такие причины в принципе невозможно устранить. А если есть нарушения когнитивных функций, таких, как внимание, волевая регуляция, память, то с этим можно работать и корректировать.
— С помощью каких инструментов, практик вы устраняете последствия неблагополучного начала жизни ребенка?
— Очень много различных практик и методик: физические упражнения, игры, интеллектуальные задания.
— Например?
— У одной из дочерей затруднен переход информации и ее фиксация из кратковременной в долговременную память. Она быстро учит стихи, отлично пересказывает. На днях, делая домашнее задание по математике, четко разобрали, как делить в столбик. Дочь была счастлива это понять. Но на следующее утро проснулась и совершенно не помнила, как это делать. То есть знания не отложились в долговременную память. Требуется постоянное повторение.
— Поделитесь секретом, как избавиться от такой проблемы? А то, знаете ли, после ковида многие жалуются на потерю памяти.
— Нужно развивать мозг с помощью упражнений. Например, на развитие межполушарных связей. Попробуйте рисование двумя руками или выполнение какой-то работы именно двумя руками. Игры на мелкую моторику – жесты пальцами двумя руками. Важно сначала делать синхронно, а после для каждой руки разнообразить движения. Кстати, хорошо развивает игра на музыкальных инструментах. Я сама учусь игре на пианино. Именно здесь понимаешь, как сложно, на самом деле, когда одна рука делает одно, а другая – другое. При этом формируются новые нейронные связи, заставляют наш мозг работать, какой-то из отделов развивается.
— Как устроен житейский график многодетной мамы?
— Как и у многих мам, день начинается с приготовления завтрака и сборов детей в детский сад и школу. Ежедневное приготовление еды: первое, второе и в больших количествах на всю семью. На все уходит 2-3 часа, а еда сметается моментально. Особенно запоминаются блинные дни… Все их очень любят, и сами представляете ту скорость, с какой они исчезают.
— А вам помогает кто-нибудь из членов семьи?
— Дети очень помогают. Они знают, что мама у них работающая. И если они не заняты учебой или дополнительными занятиями, то занимаются домашними делами. У нас существует график дежурств, ежедневный. Каждый выполняет свои задания: моет полы, пылесосит, вытирает пыль, загружает посудомойку, а все, что туда не влезло, домывает руками. Кормят домашних животных и чистят унитаз. Дети умеют делать все. Считаю это только плюсом в воспитании. Дети приучаются к трудовой деятельности, получают навыки ухода за собой.
— Вы не устаете от бесконечного общения с детьми?
— На самом деле, очень много затрачивается энергии на детей, ведь каждому из них требуется индивидуальное внимание. Учеба логопедии в Армавирском государственном педагогическом университете, нейропсихологии, музыке – все это обеспечивает уверенность в своих силах, энергию, которые приходят вместе со знаниями. Возникает желание сразу же применить это в жизни. Так и появляются силы. Но иногда мне нужно закрыться в комнате и побыть наедине с собой. Попить чай с шоколадкой – отлично улучшает настроение. И домочадцы это правило признают. Когда дети ложаться спать, я могу посмотреть фильм, почитать книгу.
— Вы сами из многодетной семьи? Отсюда такое желание посвятить себя детям?
— Возможно. Помню, в детстве у меня была магнитная доска с буквами. Я играла в учительницу со своими братьями – родным и двоюродным. Видела себя педагогом уже в юности. Очень любила шить, обучилась профессионально этому мастерству и все мечтала, что у меня будет свое дело, своя мастерская. Были планы создать свой детский дом, чтобы помогать ребятишкам, лишенным родительской любви. Все это мечты юности. И вот сейчас вижу результат своих стремлений. Когда вышла замуж, с мужем договорились, что родим двоих: мальчика и девочку. Достаточно. А вышло так, что родились два мальчика. Решили еще попробовать… И так дошли до попытки номер пять — все мальчишки! И мы решили больше не экспериментировать.
— Как родители, что испытали, взяв на воспитание девочек?
— Разница в воспитании колоссальная. Девочки у меня разные. Лиза уже 10 лет живет с нами. Выросла среди мальчишек, она больше такая пацанка. А вторая – очень ласковая, очень много дарит нам нежности. Конечно, наши мальчики млеют, а я прям благодарю судьбу за своих девочек.
— А папа — какие функции он взял на себя?
— Важную роль в воспитании. Как для мальчиков, так и для девочек. Мальчишки знают, что я добрая и порой не слушаются. Тогда все вопросы решает папа. Девочки также чувствуют его значение, его защиту и заботу. Мы очень любим играть с детьми. Я, конечно, больше в развивающие, интеллектуальные игры. А папа в более подвижные. Очень смешно наблюдать за их «прятками», когда Большой Папа носится по дому в поисках своих детей, которые попрятались по всем шкафам.
— Бывают бунты? Как решаете проблемные вопросы?
— Если спор произошел при всех, то вместе. Спокойно делаем разбор ситуации. Приводим доводы, что лучше мирно сосуществовать. Предлагаем поставить себя на место обиженного с вопросом: какие чувства ты испытываешь? Приятно? Неприятно? Если все равно бунтарь настаивает, то включаются ограничительные методы. Например, «домашний арест». Для маленьких стояние-сидение в углу никто не отменял, там всегда правильные мысли приходят в голову. Считаю, не должно быть вседозволенности для детей, необходимо понимание ответственности за проступки.
— Вы увлекаетесь музыкой. Считаете, это имеет значение в развитии ребенка?
— Музыка очень влияет. Во-первых, когда слушаешь музыку, получаешь удовольствие, какие-то духовные силы восполняются. Девочки учатся играть на музыкальных инструментах: Лиза на баяне, Лерочка на фортепиано. У нее недавно было первое выступление на публике, мы ходили на концерт, чтобы ее поддержать. Когда сама играю и понимаю, что у меня получается, то прилив сил неимоверный. Удовлетворение от того, что смогла. А ведь можно было потратить это время на телефон, телевизор. Но нет, саморазвитие необходимо. Не очень люблю гаджеты, когда дети залипают туда, отвлекаются от реальной жизни. Телефоны есть только у старших сыновей. Остальным пока запрещено. Зависимость от гаджетов схожа с наркотической зависимостью. Что дети там делают? Играют в игры. Возможно, что-то и развивают эти игры, но, в основном, и всем известно, что вызывают необоснованную агрессию. Я за здоровое детство: лучше побегать во дворе, покричать, поиграть в мяч, чем сидеть в телефоне, портить зрение и осанку.
— Вы участники всероссийского проекта «Всей семьей». Вам интересно выполнять задания? Что полезного дает ваша активность в данном проекте?
— Конечно, интересно участвовать в данном проекте. Мы прошли уже четыре задания. По условиям конкурса, требуется все делать вместе. Оказалось, это трудно. У каждого свои задачи на день. Поэтому сложно всех «до кучи» собрать в одно время, за определенным занятием, и сфотографировать. И не каждый же день у детей хорошее настроение для выполения поставленной задачи. Но у нас получается взаимодействовать. Мы лепили пельмени всей семьей. Пришлось намесить большую кучу теста и фарша. И мы так навеселились в тот вечер, наговорились от души, каждый о своем! Дети первый раз лепили пельмени, получалось по-разному. А уж мне какое удовольствие это доставило — не одной готовить это вкусное блюдо. Заготовили аж на три вечера!
— Какие еще традиции есть в вашей семье?
— Мы шесть лет живем на Кубани. Сибиряки. Очень любим ходить в баню, которую мой отец построил у себя на подворье. И после парилки все дети ныряют в бассейн с холодной водой. Так наши ребятишки закаляются. Хочу отметить, что это благоприятно отражается на здоровье. Детки приемные вначале были ослабленные, видно было, что не хватало правильного питания, образ жизни сказывался. А теперь мы их подтянули, физическое здоровье урепили.
— Много детей, забот, целей в вашей жизни. Вам нравится такая жизнь?
— Мне хочется много-много чего успеть в жизни. Всегда была очень энергичная, чем-то занималась, участвовала в конкурсах. Мне это всегда было интересно. И к этому же приучаю детей, чтобы в дальнейшем они могли себя реализовать. А это наша главная семейная цель и задача.