В администрации района состоялась встреча представителей малого бизнеса и регионального оператора общества «ЭкоЦентр», который отвечает за сбор и транспортировку мусора в нашем районе.
Поводом для встречи послужило коллективное обращение предпринимателей на имя главы района. В документе подняты вопросы по «мусорной» реформе, которые возникают как у представителей бизнеса, глав КФХ, так и у населения.
Модератором встречи выступил глава района Олег Ефимов. В мероприятии приняли участие прокурор района Евгений Решетняк, представитель Роспотребнадзора Игорь Мещеряков, специалисты администрации по вопросам ЖКХ. Со стороны регионального оператора на встречу прибыли заместитель исполняющего директора ООО «ЭкоЦентр» Иван Мусихин, заместитель директора филиала по Тихорецкой зоне Элина Малсюгенова, старший менеджер ООО «ЭкоЦентр» по Тихорецкой зоне Елизавета Подлозовик.
Мы все участники реформы, и с декабря нам предъявлены новые правила и условия вывоза мусора, а также оплаты за данную услугу. Худо-бедно разбираемся с погрешностями в платежах, вносим коррективы, выясняем льготы и привыкаем к новым условиям вывоза ТКО. Что касается малого бизнеса, здесь привыкать к предъявленным требованиям не торопятся. Предприниматели штудируют законы, изучают судебную практику и указывают на недобросовестность и явно завышенные требования к потребителям партнера в лице «ЭкоЦентра». Итак, по порядку.
Партнерский договор где?
Одним из проблемных вопросов на сегодня является нарушение сроков заключения договоров между региональным оператором и юридическими лицами района на оказание услуги по обращению с ТКО. В соответствии с законодательством заключение договора с региональным оператором обязательно всем юридическим и физическим лицам. С физическими лицами работают на основе публичной оферты. А вот представители бизнеса не могут подписать соглашение даже после повторных обращений, хотя обязаны были это сделать в течение 15 рабочих дней. Зато платежные документы получают исправно. Представители «ЭкоЦентра» Тихорецкого филиала заверили, что проверят все заявки и вопрос с заключением договоров будет решен в ближайшее время. На день выхода материала в печать ситауция остается прежней. Я узнавала.
Закон обратных квадратов
Еще предпринимателей возмущает невозможность урегулирования спорных вопросов в офисе «ЭкоЦентра», расположенного в селе Белая Глина, а также категоричность и бескомпромиссность выставляемых требований и условий. Оплата вывоза отходов осуществляется по нормативу, не по фактически сформированным отходам – такова позиция «ЭкоЦентра».
В своих заявках представители малого бизнеса указали предположительный объем накапливаемых отходов за год, поскольку они владельцы мусора и точно знают, сколько его у них накапливается. Регоператор не принимает эти показания. В белоглинском офисе «ЭкоЦентра» возвращают владельцам заявки. Настаивают на своих условиях расчета: в зависимости от площади помещения. И здесь тоже имеется загвоздка. Назовем это — индивидуальный подход.
«ЭкоЦентр» категорично и самостоятельно решает, какому предпринимателю и в каком объеме придется утилизировать мусор, сколько контейнеров и какого размера можно будет установить конкретному магазину. В реальности же количество контейнеров, которые должен установить малый бизнес, исходя из требований регоператора, заполнить необходимым объемом мусора невозможно. Его просто нет – утверждают предприниматели. У многих давно отлажен процесс сортировки вторсырья, который и снижает объем отходов.
И если судить по ответам представителей «ЭкоЦентра», озвученным на встрече, — они заинтересованы в сборе и вывозе большого количества смешанных отходов. И то количество ТКО, которое указывают предприниматели района в своих заявках, не соответствует расчетам регоператора, произведенным на основании нормативов.
К слову: пока решаются эти спорные вопросы, счета приходят исправно. На встрече от индивидуальных предпринимателей прозвучали цифры от 8 до 40 тысяч рублей, которые бизнес заплатил за полупустые мусорные баки. Согласитесь, за эти деньги можно было смело обеспечить рабочее место. Ну или вложить в благоустройство чего-нибудь. Люди ведут видеосъемку забора мусора, собирая доказательства того, что требования преувеличены. Ссылаются на судебную практику Верховного суда, который считает недопустимым, что регоператор расчитывает количество контейнеров, исходя из нормативов накопления. И раз уже имеются прецеденты, то почему бы не применять их здесь и сейчас, не прибегая к изнурительным и затратным судебным тяжбам?
Пошла жара – протухло в баках?
Также предприниматели затронули вопрос, с последствиями которого придется разбираться уже в ближайшее время всем участникам «мусорной» реформы, то есть и населению тоже. Обратили внимание на то, что, согласно графику, вывоз не сортированного мусора, который обеспечивает «ЭкоЦентр», у населения осуществляется 1 раз в неделю, у предпринимателей — 2 раза в неделю. Вот и поинтересовались бизнесмены: как же быть, когда наступит теплое время года? Согласно СанПинНу, не сортированный мусор необходимо вывозить ежедневно при определенном температурном режиме.
На встрече это подтвердил заместитель начальника по территориальному отделу Управления Роспотребнадзора в Тихорецком, Новопокровском и Белоглинском районах Игорь Мещеряков:
— Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28 января 2021 г. утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Согласно Правилам, периодичность вывоза отходов ТКО (не сортированные ТКО, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток):
не более 1 суток — плюс 5°С и выше;
не более 3 суток — плюс 4°С и ниже.
На встрече ни одна служба данный вопрос никак не прокомментировала…
Контейнерная площадка. Какие требования?
Представитель Роспотребнадзора рассказал о требованиях к организации контейнерной площадки для предприятий:
— необходимо наличие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
— наличие подъездного пути, ограждения (ограждение площадок с трех сторон высотой не менее 1 метра) и крыши;
— соблюдение расстояний до нормируемых объектов: 20 м до жилого дома.
Площадки возле многоквартирных домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи — не менее 20 метров.
Все контейнерные площадки должны быть внесены в единый реестр, который составляют муницпальные органы. Предприниматели района заинтересованы в поконтейнерном расчете, считают это выгодным и экономичным. Планируют обустроить контейнерные площадки согласно требованиям СанПиНа.
Не хотим платить за воздух
Предприниматели настаивают, что расчет по квадратным метрам несправедлив для объектов с большими площадями. Даже допустимый минимальный объем бака – 0,36 куб. м, который за месяц не заполняется (а их, с учетом площади, должно быть несколько), очень бы порадовал малый бизнес. Но на него еще надо получить разрешение у «ЭкоЦентра». В индивидуальном порядке договориться.
Тем самым малый бизнес района поставлен перед фактом: регоператору без разницы, сколько ты произвел смешанных отходов — заплати по счету. В результате за вывоз отходов люди переплачивают как минимум вдвое, а бизнес – в десятки раз. Бизнесмены района не против платить за оказанную услугу. Но она должна быть качественной, своевременной, а оплата справедливой и понятной — убеждают предприниматели. Люди не желают платить за воздух в пустом баке. Настаивают на необходимости найти разумное решение. А в ответ получают горячее коммерческое предложение: договариваться в индивидуальном порядке. А это как? У кого убедительнее окажутся доводы, очаровательнее улыбка, у того меньше цифра в платежном документе?!
О жителях глубинки замолвите слово…
Физические лица оплачивают счета по числу прописанных в домовладении. Вывоз осуществляется бестарным способом. При этом до сих пор возникают вопросы по правильности начислений. Глава Успенского сельского поселения Галина Гусейнова озвучила часто задаваемые местным населением вопросы и даже предложила свой вариант выгодного взаимодействия населения с регоператором.
— В нашем поселении проживает большинство представителей старшего поколения. Пришли счета с некорректными данными: сведения по количеству проживающих не верные. И теперь, чтобы внести уточнения, жители вынуждены проходить длительную процедуру. Ехать в паспортный стол в райцентр, собирать пакет документов, заказывать справку. Потом забирать ее. И привозить в офис «ЭкоЦентра» в с. Белая Глина – благо, что он у нас открыт. Иначе пришлось бы ехать в г. Тихорецк. Хочу спросить: возможно ли сократить процесс хождения по инстанциям района хотя бы для людей пенсионного возраста? Возможно ли для подтверждения прописанных и проживающих в домовладении людей предоставить справку из похозяйственных книг? Эти книги обновляются каждый год. И я, как глава поселения, лично подписываю данный документ. Это бы значительно помогло жителям удаленных от райцентра населенных пунктов.
Представители «ЭкоЦентра» обещали рассмотреть предложение.
Заключение
Предприниматели ждали от встречи конкретных решений и понимания того, что их слова услышаны. Самое главное – рассчитывали на результат, который устроил бы все стороны. Но итог встречи неутешительный. Малый бизнес оставили на перекрестке из трех дорог: либо идти в суд, либо договариваться в индивидуальном порядке, либо обращаться к региональным властям. Для любого направления потребуются дополнительные ресурсы: время, деньги, нервы. Но будет ли результат? Вопрос остается открытым.
Юлия КУЛИКОВА.