Уважаемые жители и гости Белоглинского района, будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки кибермошенников!

Правопорядок 10.03.2024 10:20

Согласно сведений Министерства Внутренних дел Российской Федерации, за 2023 года, ущерб от дистанционных мошенничеств и банковских операций совершенных без согласия клиента на территории только Краснодарского края составил 5 миллиардов 777 миллионов 882 тысячи) рублей, возмещено 84 823 000 (84 миллиона 823 тысячи) рублей, процент возмещения составил 1,94%. Рост преступлений данной категории на территории Краснодарского края составил 28,8 % (с 14243 до 18345), из которых 4940 преступлений, относятся к категории тяжких, с ущербом свыше одного миллиона рублей 1259 преступлений. При этом количество направленных в суд уголовных дел возросло на 2,3 %(с 1929 до 1974), выявлено 1003 лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, что 191 больше чем в 2022 году. Однако не смотря на положительную динамику работы правоохранительных органов процент раскрываемости данного вида преступлений составил всего 11,1%. Более 90% всех похищенных денег мошенники похитили с помощью методов социальной инженерии, в частности при помощи телефонного мошенничества, в связи с чем основная причина отказа банковскими и кредитными организациями в возврате средств кроется в том, что клиенты сами раскрывают конфиденциальную информацию мошенникам, а ее разглашение нарушает пользовательское соглашение и снимает ответственность с банков.
В последние несколько лет схемы злоумышленников принципиальных изменений не понесли, мошенники моделируют ситуации, в которых необходимо срочно принять решение, либо играют на чувстве страха потери накоплений или на жадности предлагая несуществующие товары по очень низким ценам, либо обещая баснословный пассивный доход за работу в сети Интернет. Постоянно меняются только легенды, чтобы убедить жертву выполнить то или иное действие. В 2020 году злоумышленники представлялись сотрудниками банка, а в 2021 распространились легенды со звонками от имени госструктур, правоохранительных органов и финансовых регуляторов. В настоящее же время мошенники стали действовать от имени операторов сотовой связи, сообщая что «действие Вашего договора связи истекает, а для его пролонгации необходимо сообщить код из смс-сообщения», в результате чего доверчивые граждане, сообщив код, тем самым предоставляют доступ злоумышленнику к своему личному кабинету портала «Госуслуги». Зная о том, что гражданин осведомлен о «взломе» его личного кабинета, злоумышленники совершают звонок от имени сотрудника правоохранительного органа и под «легендой», что мошенники с помощью информации из личного кабинета прямо сейчас получают на имя доверчивого гражданина кредиты во всех банках, убеждают его сообщить информацию или выполнить действия, действительно дающие злоумышленникам совершить хищение денежных средств.
Дистанционное мошенничество, преимущественно, совершается следующими способами:

  • потерпевшие, в ходе разговора со злоумышленниками, представившимися сотрудниками «службы безопасности банка», или правоохранительных органов «полиции, прокуратуры, ФСБ» по видеосвязи, посредством популярного мессенджера, включают по просьбе мошенников режим демонстрации экрана смартфона, тем самым, невольно демонстрируют всю необходимую им информацию, с помощью которой злоумышленники получают на потерпевшего кредиты и похищают все денежные средства с счетов, в том числе кредитных;
  • потерпевшие сообщают мошенникам поступившие в СМС сообщении реквизиты и пароли доступа к операциям по банковскому счету, что приводит к хищению денежных средств.
  • потерпевшие передают свои денежные средства так называемым «курьерам бегункам» для оказания помощи попавшим в беду родственникам.
    Значительную распространённость имеют преступления, совершенные с использованием высоких технологий, то есть в сети Интернет, в том числе объявления о продаже на самых известных и распространенных торговых площадках, рассылки вирусных ссылок в социальных сетях и мессенджерах, а также создание сайтов двойников и фишинговых сайтов.
    Чтобы не стать жертвой преступников, необходимо:
  • ни под какими предлогами не сообщать звонящим пароли из смс-сообщений, не включать «режим демонстрации экрана», кем бы они не представлялись «оператором сотовой связи», сотрудниками правоохранительных органов и банковских структур;
  • незамедлительно завершить разговор;
  • в случае утери телефона — незамедлительно сообщите в банк о приостановлении (блокировке) имеющихся на счетах сбережений;
  • ни в коем случае не перечислять задаток за товар, найденный на торговых площадках и сайтах бесплатных объявлений до фактической встречи с его продавцом;
  • в случае «трудоустройства» в сети Интернет не перечислять консультантам никаких денег, тем более кредитных, до физического посещения офиса работодателя и заключения трудового договора на БУМАЖНОМ носителе, а не в электронном виде (это касается инвестиционных платформ, работы с криптовалютными опционами и им подобным);
    Убеждайтесь в достоверности информации, полученной в ходе телефонного разговора и Интернет переписки с неизвестными. Мошенники могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, представителями операторов сотовой связи и банковских учреждений, знакомыми и даже Вашими родственниками. Обязательно свяжитесь с теми, от чьего имени действуют незнакомцы, и убедитесь в правдивости информации.
    В массиве зарегистрированных «дистанционных» мошенничеств наиболее распространенными по способу совершения являются:
    — получение сведений о банковской карте при купле-продаже товаров на сайтах бесплатных объявлений ;
    — покупка или продажа товара на Интернет-площадках, когда используются сайты-двойники, в домене которых имеется небольшое различие с оригиналом, зачастую лишь в одном символе;
    — просьба в предоставлении денежных средств родственнику или знакомому, чаще всего через социальные сети и мессенджеры, доступ к которым взламывается злоумышленниками;
    — В сфере грузоперевозок, когда злоумышленники путем взлома аккаунтов добросовестных перевозчиков, завладевают грузом, причиняя материальные ущербы, исчисляемые миллионами рублей, либо же наоборот действуя от имени заказчика груза;
    Фишинг — мошенничество по получению конфиденциальных данных. Это самый распространённый способ интернет-мошенничества на сегодняшний день и не связан с банковскими картами напрямую. Вы получаете электронное письмо (будто бы от банка или от другой реальной организации), переходите по ссылке, которая есть в письме. Для входа в аккаунт вводите свой логин и пароль, что и получают злоумышленники. Потому что, сайт был создан мошенниками для сбора конфиденциальной информации. Для создания сообщений используется логотип, стиль организации, от которой якобы отправлено письмо, оно может быть именным. Или приходит смс-сообщение о том, что с картой проблемы, с ней совершены мошеннические действия, а чтобы устранить угрозу, необходимо позвонить по указанному телефону. Жертва звонит, и ее просят сообщить все реквизиты карты, кодовое слово или пароль от личного кабинета в приложениях Онлайн банкинга.

Важно знать:

  1. Только мошенники могут запрашивать Ваш номер мобильного телефона и другую дополнительную информацию, помимо идентификатора, постоянного и одноразового паролей.
  2. Только мошенники могут запрашивать пароли для отмены операций или шаблонов в «Сбербанк Онлайн». Если Вам предлагается ввести пароль для отмены или подтверждения операций, которые Вы НЕ совершали, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в банк.
  3. Никому нельзя сообщать пин-, СVC— или CVV— коды банковской карты и одноразовые пароли;
  4. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с банковской картой должны происходить в присутствии держателя карты. В противном случае мошенники могут получить реквизиты карты, либо сделать копию при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки;
  5. В случае потери банковской карты немедленно позвонить в банк для блокировки — это поможет сохранить денежные средства;
  6. Подключив услугу СМС-информирование — Вы обеспечите контроль за проведением любых операций по карте. При получении СМС о несанкционированном списании средств со счета, необходимо незамедлительно заблокировать карту;
  7. Если Вы установите лимит выдачи денежных средств в сутки и за одну операцию (это можно сделать в отделении банка или удалённо в Интернет-банке). Мошенники не смогут воспользоваться сразу всей суммой, которая находится на карте;
  8. При вводе пин-кода необходимо прикрывать клавиатуру. Вводить пин-код быстрыми отработанными движениями — это поможет в случае, установки скрытых видеокамер мошенников;
  9. Выбирать для пользования терминалы и банкоматы, которые расположены непосредственно в отделениях банка или других охраняемых учреждениях;
  10. Использовать банковскую карту в торговых точках, не вызывающих подозрений;
  11. Перед тем как вставить карту в картоприемник, внимательно осмотреть банкомат на предмет наличия подозрительных устройств, проверить, надежно ли они закреплены;
  12. В случае некорректной работы банкомата — если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается, рекомендуется отказаться от его использования.
  13. Нельзя сообщать реквизиты карты никому. Представители банка их знают! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.
    Основной признак «зеркального» сайта банка — после ввода логина и пароля на странице появляется надпись о техническом обслуживании сайта или любая информация, в которой будет указано о том, что обратиться на сайт можно позднее. При этом на телефон не поступает СМС-сообщение от банка о входе в личный кабинет, если такая форма оповещения предусмотрена.
    При наступлении вышеописанных событий незамедлительно обратиться в банк по телефону горячей линии и заблокировать счет. Разблокировать его со сменой пароля можно при личном обращении в отделение банка с паспортом и картой.
    Будьте бдительны! Основными жертвами, телефонного и интернет мошенничества являются люди преклонного возраста, расскажите им, а также своим родственникам и знакомым об описанных выше способах обезопасить свои сбережения.
    К сожалению, уже в текущем году гость нашего района, поверив звонившему, представившемуся сотрудником оператора сотовой связи, сообщил код для восстановления доступа из полученного им смс-сообщения, тем самым дав злоумышленнику возможность получить все сведения о себе с личного кабинета портала «Госуслуги.ру». После чего, сообщники мошенника, представившись сотрудниками полиции, сообщили потерпевшему, что «третье» лицо получает кредит на его имя, убедили последнего обналичить свои сбережения, после чего перевести их на «безопасный счет». Получив от жертвы денежные средства в сумме более одного миллиона рублей, злоумышленники прекратили с пострадавшим связь.
    Преступность не стоит на месте и каждый день выявляются новые, еще более изощренные методы совершения мошеннических действий, однако, строгое соблюдение элементарных, описанных в это статье правил поможет Вам и Вашим близким не стать жертвой мошенников.
  14. Оперуполномоченный направления противодействия преступлениям совершаемым с использованием информационно — телекоммуникационных технологий ОУР Отдела МВД России по Белоглинскому району капитан полиции Д. Г.Молчанов

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления