Сегодня мы поговорим о новом школьном предмете – ОБЗР. Курс рассчитан на учеников 8 класса и старше. О том, что предмет ОБЖ не отвечает вызовам реального времени и политической обстановке, педагоги обсуждали несколько предыдущих лет. И вот результат. «Дети –
наше будущее», – любим говорить мы. Так пусть это будущее будет компетентно в вопросах безопасности и грамотно действует в случае угрозы и в других ситуациях.
О новой дисциплине нам подробно рассказал преподаватель школы №9 по ОБЖ, а теперь и ОБЗР, Максим Шишмаков. Как бонус к материалу: мы попросили поделиться с нашими читателями алгоритмом действий при боевой атаке. Тем более недавние события в соседнем Тихорецком районе показали: подобная информация не для паники, а для готовности ко всему.
— Максим Владимирович, расскажите, в чем заключается изменение урока ОБЖ в курсе основы безопасности и защиты Родины?
— По сути новый предмет – это сочетание знакомых уроков ОБЖ и углубленных занятий по начальной военной подготовке. Изменения коснулись, прежде всего, основ военной подготовки, начиная с 8-классников. Опыт отточенный, продуманный годами и отмененный более 30 лет назад. Но теперь мы к нему возвращаемся в связи с необходимостью.
Ученикам 5, 6, 7 классов объяснят, какие мероприятия проводятся в стране для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций или при возникновении военной угрозы. В старших классах теоретические знания подкрепят практическими навыками, включая тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку. Кроме того, выпускник школы должен будет иметь представление о современном общевойсковом бое.
В курсе начальной военной подготовки школьники научатся обращаться со стрелковым оружием, освоят основы тактической медицины. Детей ждут выездные военно-полевые сборы. В программе физ- и строевая подготовка, поведение в чрезвычайных ситуациях природного характера, техногенного, социального.
Старшеклассников обучат военной топографии, расскажут об оружии массового поражения, беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), службе по призыву и по контракту. Научим пользоваться аптечкой, оказывать первую помощь. Курс предусматривает также изучение исторических фактов о подвигах российского воинства.
– Отрадно слышать, что акцент в курсе сделан на оказании первой помощи. Он ценен во все времена. Насколько мне известно, в школах давно обучают детей этим навыкам.
— Акцент сделан не только на теорию, но и практические занятия на манекенах и оборудовании. В нашей школе имеется манекен, на котором ребята отрабатывают действия. Например, при перекрытии дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации, как правильно пользоваться кровоостанавливающим жгутом при артериальном кровотечении и т. д.
Конечно, каждый взрослый в тайне надеется, что их детям не пригодится применять такие навыки. Но мы ведь все понимаем, что страшна паника. Необходимо уметь сориентироваться в чрезвычайной ситуации и грамотно действовать.
— И короткий мастер-класс для мирных жителей в реалиях жизни — что важно знать?
— Основные правила поведения при ЧС в различных ситуациях бывают разные. Самое главное в таких ситуациях — не поддаваться панике. Оцените основную опасность: что вам угрожает – вода, огонь? И действуйте согласно своим знаниям. Мой совет: под рукой всегда иметь собранный пакет документов и сухой паек: запас воды и продуктов минимум на сутки.
При любой ЧС необходимо владеть информацией. Это можно узнать, включив любой из 20-ти федеральных каналов, и действовать согласно инструкции. Пользуйтесь информацией исключительно из проверенных источников! Мошенники часто пользуются паникой людей и могут навредить.
— Очень важно знать, что такой предмет в школах преподают не случайные люди, а профессионалы-педагоги. Как вы готовились к преподаванию нового курса?
— Скажем так: я не случайный педагог данного предмета. Более того — заинтересованный человек. У меня имеется боевой опыт, я служил в Республике Дагестан, ветеран боевых действий. Потому мой предмет не для «галочки». Моя цель – заинтересовать ребят спасать собственную жизнь и грамотно уметь помочь окружающим людям, выработать в каждом школьнике лидерские качества, четко отработать все умения. Написать конспект, пересказать и забыть – это не про нас! Теория важна, но навыки с умом – бесценны. Вот когда поползают в противогазах, пройдут полосу препятствий, правильно наложат жгут, вынесут «раненного» с поля боя – такое запоминается на всю жизнь. А я буду спокоен за нашу молодежь.
— Что сами думаете о новом курсе? Это важно знать и уметь подрастающему поколению? Или даже: это уже давно должно преподаваться?
— Очень рад, что изменения коснулись основ военной подготовки и первой помощи, так как это пригодится детям на всю жизнь, и молодое поколение должно переосмыслить, кто такой настоящий гражданин России. На наших уроках есть возможность поговорить со старшеклассниками об опасности деструктивной идеологии, а именно о таких страшных явлениях, как экстремизм и терроризм. А также рассказать о важности здорового образа жизни, его главной роли в сохранении психического и физического здоровья.
Помимо этого, учеников буду обучать противостоянию информационным, компьютерным угрозам и другим опасностям в Сети. Детям необходимо понимать, что в интернете они не безлики и что можно все отследить. Когда ты ребенку говоришь, что то, что он делает в интернете, легко идентифицируется, он задумывается о своих поступках, и уже не все подряд будет писать. А также прежде думать, чем исполнять задания, просьбы виртуального «друга».
— Патриотизм насильно не внушишь. И сейчас все чаше участники спецоперации, наглядевшись на нацизм на той стороне, встречаются со школьниками, страстно желая донести суть патриотизма подрастающему поколению. Что думаете по этому поводу? Вам потребуется подкрепление в виде бойцов СВО? Будете приглашать на уроки?
— Конечно! Яркий пример настоящих героев и военнослужащих влияет на учащихся. Когда ребята видят медали, общаются с живыми участниками боевых действий, это всегда производит впечатление, вызывает сильные эмоции. В школе мы и прежде старались такие встречи организовывать. Ведь эти люди искренне рассказывают о своих переживаниях, преодолении страхов, о том, как научились выживанию в боевых условиях, как рисковали жизнью, теряли друзей и как вошли в боевое братство единомышленников. Это и есть разговор о патриотизме без пафоса, на доступном языке и реальном примере.
— Максим Владимирович, поделитесь с нашими читателями, как подготовить «тревожный чемоданчик» и как действовать при воздушной тревоге?
— Правила поведения при воздушной тревоге — всегда искать убежище в виде подвалов, крепких зданий. Если таковых нет, то можно забежать в любой магазин или здание крепкой конструкции. Ждать официальную информацию по дальнейшим действиям.
«Тревожный чемоданчик» — звучит опасно, но называется он так, потому что в нем собраны вещи первой необходимости. Воспользоваться ими можно не только в экстренных случаях, но и для походов и выездов на природу. Поэтому даже если вы уверены, что вам ничего не угрожает, можно его собрать на всякий случай – это удобно.
«Тревожный чемоданчик» — это, прежде всего, минимальный набор вещей и продуктов, которые необходимы для нахождения в различных условиях ЧС с запасом на 3 дня, лекарства, особенно если у вас хронические заболевания.