«Не могу делать не творчески». Разговоры об искусстве с Викторией Циглер

Общество 11.10.2024 14:22

В Детской школе искусств появились долгожданные витрины. Это очень важное событие, так как работы учащихся отделения декоративно-прикладного искусства отныне будут выставляться на всеобщее обозрение.

Новое образовательное направление, декоративно-прикладное искусство, появилось в школе в прошлом учебном году. Занятия ведет народный мастер, художник с большим стажем, преподаватель высшей категории Виктория Циглер. Учитывая возрастные особенности учеников, она разработала уникальную программу, основанную на своих знаниях, навыках, опыте и мастерстве. Рассчитана она на 4-летнее обучение.

В фойе на первом этаже, где располагается авторская выставка росписи по дереву Виктории Циглер, мы говорим об основах декоративно-прикладного искусства. Среди работ — образцы, которые были показаны на ВДНХ в Москве. Все желающие могут ознакомиться с ними в течение месяца.

В мастерской прочувствовала творческую атмосферу. Запах красок был очень насыщенный. Дети сидели за столом с кисточками в руках и увлеченно рисовали. Виктория Васильевна комментировала действия ребят, давала советы. Подключившись к беседе, я задала свои вопросы.

Расскажите, что для вас значит быть «народным мастером»?

– Чтобы им стать, надо пройти огромное количество выставок, в том числе международных. По тому, как ты выступил, получил призовые места, – оценивают твое мастерство и только тогда представляют к званию. Высокое звание мастера я получила в 2015 году. Получила право обучать других, потому что доказала, что владею всеми навыками, которые смогу передать своим ученикам.

Как вы считаете, можно ли перестать быть художником?

– Художник всегда остается художником. Не важно, работаешь ты или нет, сколько тебе лет – ты всегда художник. В чем плюсы быть художником-прикладником? Все, что вокруг тебя есть, может стать объектом твоего творчества. Что бы ты ни делал – ты создаешь среду обитания человека, а тем более — среду воспитания человека. Нас окружают различные символы, и все вокруг может стать арт-объектом.

Виктория Васильевна, откуда у вас столько желания творить?

– О, это у меня началось еще в детстве! Родилась я и выросла в Сибири, в городе Зима. Это близ Байкала. С 4-го класса училась в художественной школе. Окончив ее, поступила в училище на живописца по фарфору. Но мне нужно было совершенствоваться, поэтому получила еще и специальность «Проектирование гражданского строительства». Научилась чертить, выстраивать. Параллельно работала, ездила на выставки.

Лет 25 я работала «полевым художником», который делает все – от стен до мебели. Получила высшее образование, став искусствоведом. Меня приглашали на различные выставки, была участником российских и международных конкурсов в Испании, Франции, Южной Корее, Монголии.

С преподавания в художественной школе началась моя учительская карьера. Вот уже 18 лет преподаю декоративно-прикладное творчество. Сейчас живу в Белой Глине и третий год работаю в ДШИ. И все это после шумного города Саянска и огромной школы искусств.

Чему вы учите ребят? Что важно для художника передать ученику?

– Важно передать умение думать, размышлять. Учу их видеть гармонию между человеком и окружающим миром. Не только мировоззрение, но и мировосприятие. Потому что на мир нужно смотреть не только через одну какую-то призму, но и воспринимать его. И я, и мои ученики воспринимаем мир, как «художничай через красоту». Мы создаем мир через красоту.

Сейчас у меня два класса, ребята с большим интересом осваивают различные направления декоративно-прикладного искусства. В основе обучения лежит академическая школа профессионального мастерства. Это рисунок, живопись, основы композиции, цветоведение, основы народного искусства. Мы работаем на плоскости и в объеме — это бумагопластика, народная кукла, талашная пластика, папье-маше. Раз в полгода в школе проходит просмотр – оцениваем возможности каждого ребенка: что он умел в начале года и что в середине, какие есть наработки, какие приобрел навыки. Четыре года дети учатся и выходят на диплом. То есть каждый должен придумать свою дипломную работу: либо рисунок, либо доклад об истории искусства, либо живопись или что-то еще. Потом ребята защищают свою работу. Это уже серьезная проверка.

Вы, как художник, какую реальность создаете вокруг себя?

– Прежде всего, я хочу, чтобы всем было уютно. Куда бы ребенок ни пришел, важно, чтобы ему было комфортно. В моей мастерской дети не только учатся, но и живут, поэтому каждый уголок должен быть ухоженный и уютный. Я создаю такую реальность, чтобы вокруг была природа. А что такое природа? Это род. Основа нашей жизни. У меня ко всей моей жизни творческий подход. Иногда хочется что-то сделать механически, а не получается, потому что уже заряжена на другое! Не могу делать не творчески!

Какие техники вы предпочитаете использовать в своих работах?

– Я очень люблю аппликации. Их существует очень много видов – это рваная и мятая бумага, тканевая аппликация. Часто с детьми работаем в технике «батик» — это свободная роспись по ткани. Занимались малой пластикой – делали тканевых кукол. У нас в мастерской заготовлены мешки с талашем (листья початков кукурузы. – Прим. ред.), из него тоже мастерим. В общем, мы пробуем все, что нам доступно. Конечно, очень хотелось бы глину, но пока нет такой возможности. Нет подходящего помещения, керамической глины и печки для обжига. Но, может, когда-нибудь и будет!

Как вы относитесь к современным тенденциям в искусстве?

– Сложно сказать, что такое «современное искусство». Как я могу, допустим, сказать, что тот же Васнецов не современен? Все равно современен, потому что мы его видим, мы его знаем. Я нормально отношусь к современным тенденциям. Главное, чтобы они не затрагивали чувства другого человека.

В прошлом году в г. Грозном приняла участие в очень интересной дискуссии по современному искусству в рамках международного фестиваля «Палитра Кавказа». Все самое современное, без осмысления прошлого наследия наших замечательных, талантливых предков, не вызывает душевного отклика у современного зрителя. Изделия ручной работы несут в себе тепло, добрую энергию мастера и многих поколений, оно неповторимо. Поэтому настоящих мастеров всегда ценили, как людей с «золотыми руками».

В наше время изделия мастеров очень востребованы. Расписная матрешка, обереговая кукла, расписная шкатулка напоминают о том, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Роспись деревянных изделий считается исконно народным промыслом России. Ее истоки лежат в уважении к человеку труда, создающему материальные ценности. Это прялки, коромысла, дуги для лошадей, сундуки, домашняя утварь – все то, что было неотъемлемой частью семейного быта. В каждой отдельной местности были свои традиции и приемы росписи. А мы поддерживаем и продолжаем народные традиции.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления