Информация для граждан

КОРРУПЦИЯ

Причины и порядок выявления коррупционных факторов. Одна из причин существования коррупции – это несовершенство законодательства.

Ежедневно разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты, которые требуют изучения на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Многие уже применяемые на практике нормативные правовые акты также требуют анализа и обобщения. Вопрос эффективности нормативных правовых актов и поиска оптимальных инструментов оценки законодательства с целью выявления и устранения нормотворческих ошибок был и остается актуальным. Одним из таких инструментов выступает антикоррупционная экспертиза. Ее задачей выступает установление правовой корректности проектируемых и действующих нормативных правовых актов, препятствие и снижение коррупционных рисков, которые могут быть заложены в нормах права. Антикоррупционная экспертиза является одним из видов экспертиз, осуществляемых в рамках правового контроля, проводимая в отношении нормативных правовых актов, их проектов и рассматриваемая в качестве важнейшего средства профилактики коррупции, в ходе которой выявляются содержащиеся в документах коррупционные факторы. Правовую основу проведения антикоррупционной экспертизы составляют следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О профилактике коррупции»; Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Приказ МВД России от 24.02.2012 № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России»; Приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03.02.2012 № 117 «Об утверждении Правил подготовки правовых актов в ГУ МВД России по Краснодарскому краю»; Приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 21.12.2012 № 1868 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы документов и проектов документов в органах внутренних дел Краснодарского края. Согласно приказу МВД России от 24.02.2012 № 120 установлен список нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, по которым проведение антикоррупционной экспертизы обязательно: — нормативные правовые акты МВД России; — проекты нормативных правовых актов МВД России; — подготавливаемые в системе МВД России проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов. Во исполнение вышеназванного приказа МВД России в ГУ МВД России по Краснодарскому краю издан приказ от 21.12.2012 № 1868 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы документов и проектов документов в органах внутренних дел Краснодарского края», которым список правовых актов, в отношении которых проведение антикоррупционной экспертизы обязательно, несколько изменен применительно к территориальному органу МВД России на региональном уровне. Так, в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, территориальных органах МВД России на районном уровне Краснодарского края обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат: — приказы нормативного характера (об утверждении решения коллегии, положений, инструкций, правил и т.п.); — проекты приказов нормативного характера (об утверждении положений, инструкций, правил и т.п.); — проекты межведомственных соглашений, соглашений с органами государственной власти Краснодарского края, местного самоуправления, иными организациями. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов осуществляется в рамках проведения правовой экспертизы сотрудниками правовых подразделений, в срок, установленный для проведения правовой экспертизы соответствующих проектов документов. Коррупциогенные факторы определены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96. Согласно Методике коррупциогенными факторами являются: а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле "вправе" — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага); и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Антикоррупционная экспертиза складывается из нескольких взаимосвязанных этапов. Рекомендуется следующая последовательность действий при проведении антикоррупционной экспертизы: 1) подготовительный этап: анализ поступившего проекта нормативного правового акта или иного документа на предмет необходимости проведения антикоррупционной экспертизы; изучение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы; предварительное изучение проекта нормативного правового акта или иного документа и при необходимости сбор дополнительной информации; 2) основной этап – оценка проекта нормативного правового акта или иного документа по существу; 3) завершающий этап – оформление экспертного заключения по результатам антикоррупционной экспертизы. Одной из самых действенных мер по уменьшению количества коррупциогенных факторов может служить «пакетное» принятие нормативных правовых актов, когда одновременно с законом разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, обеспечивающие практическую реализацию содержащихся в нем норм. В любом случае наилучшим способом снижения или нейтрализации коррупционного риска, заложенного в норме права, является ее подробное изложение – ясное и понятное не только правоприменителю, но и каждому человеку.

Е. Медведева

Похожие записи

Заместитель руководителя следственного управления по краю проведет прием граждан в Новопокровском районе.

Редактор

График приема граждан

Редактор

Руководство ОМВД России по Белоглинскому району ведет прием граждан

Редактор

Почта России информирует о режиме работы отделений на Кубани в период с 3 по 6 ноября 2018 года

Редактор

Белоглинские полицейские напоминают гражданам о работе общественной приемной

Редактор

Интернет-сайт Отдела МВД России по Белоглинскому району