Труженица тыла и любящая мама

Общество 03.09.2014 11:56

Всякий раз, когда знакомлюсь с людьми старшего поколения, не перестаю удивляться, какие они необыкновенные! Все-таки это люди совсем другого склада, другой закалки, и мы перед ними в неоплатном долгу. Сколько они трудились! Как жили! Как пламенели душой и не жалели себя! Сейчас такое в принципе не бывает.
К жительнице станицы Новолокинской, труженице тыла Марии Василенко глава района А. Коклин ехал, чтобы поздравить с 90-летием и вручить послание от Президента РФ Владимира Путина. Дружное семейство, где живет юбиляр, поджидало гостей. Сама Мария Харитоновна была растрогана вниманием до слез. Александр Николаевич сказал слова, подобающие случаю.
Мария Василенко, отличившись редкостной для такого возраста памятью и бодростью, поделилась воспоминаниями:
— Я росла в многодетной семье. Окончив семь классов, пошла работать в колхоз. А потом началась война. Нас, девчат, послали учиться на трактористок в ст. Новопокровскую. Мне дали мощный трактор «Натик» (СХТЗ-НАТИ) и поставили бригадиром над пятью девчатами. В другой бригаде были пожилые женщины. В успенской МТС располагалась наша ремонтная база, там же жили в общежитии.
Когда линия фронта стала приближаться, нас эвакуировали вместе с техникой. Приказали, если настигнут фашисты, выпрыгивать из тракторов, а технику пускать под откос. Но в реальности все произошло не так. Впереди нас следовало много военных, советских солдат, отступающих на переформирование в Армавир. Трое девчат из нашей бригады ушли вместе с ними, всем хотелось бить врага. Я тоже хотела бы уйти, но мысль о том, что дома остались старенькие родители, нуждающиеся в поддержке, остановила меня. Девчата потом вернулись с войны с малышами на руках. А тогда мы гнали технику, и она шла медленнее, чем хотелось бы.
Немецкая машина перегородила нам дорогу и оттуда вышли двое вооруженных военных. Фашисты ничего не сделали нам, просто распорядились, чтобы мы шли прочь. В ближайшем селе мы нашли приют у одной старушки. Отоспались на соломе, покушали мамалыги и потом пешком стали добираться домой.
В родном хуторе Коминтерн уже вовсю хозяйничали немцы. Местное население заставили засыпать мост. В школе разместилась комендатура. Они хозяйничали по дворам, изымая все пригодное к пище, заставляли стирать их вещи.
Когда немцев прогнали, нас послали в Привольное собирать трактора. Тогда мы очень хорошую технику собрали, работать на ней было одно удовольствие – все новенькое. Раньше маршрут в 2 километра с поля до базы делали только с молитвой, чтобы трактор не дай Бог не заглох. А теперь все работало как часики. У меня трактор 36-ой модели был. Бригада состояла из пятерых девчат и бригадира – калеки без ног, военного фронтовика.
Потом раненые мужики стали с фронтов возвращаться, уже работали парами, по суткам. Мой напарник дядя Леша Сидоренко был очень хороший, помогал за техникой следить. Пока не убедится, что все исправно, не уходил. Только тогда я заступала на свою смену.
Один из инвалидов, Степан, родом из Холмской, стал моим мужем. Я не хотела за него, но отец сказал: «Давай примем его». И я согласилась. Это было в 43-м году. А уже в 44-м родился первенец, а потом через каждые два-три года – еще по ребенку. Всего у меня их пятеро. Когда первого родила, еще работала на тракторе, кормить его мне в поле привозили, как и другим молодым мамам. К груди приложим, и няня их опять увозила. Так же и ночью. А уж когда третьего родила, ноги отказали, тогда поставили меня кухаркой.
Потом 9 лет звеньевой работала, старалась, ведь пятерых детей поднимать надо было. Все среднюю школу окончили и образование получили. Помню, когда дети жили на съемных квартирах, каждому надо было с собой дать ведро картошки и булку хлеба, а если не привезут, хозяйка тут же попросит искать другую квартиру.
Муж хороший у меня был. Жалел меня, понимал, как тяжело. Работал сначала в Совете, потом в местной школе. В домашнем хозяйстве старался во всем помогать. Как только придет с работы, без дела не сидит. Не делил труд на мужской и женский. Бывало, поставлю тесто, приду, а он уже пышек напек. Зла от него не видела. Уже больше сорока лет я вдова. Дети и внуки, правнуки – вот моя радость!
Сейчас Мария Харитоновна живет с семьей дочери. На юбилей съехались все, застолье для праздника пришлось в двух дворах готовить. Сын Сергей, приехавший с Москвы, отметил, что удивлен и тронут вниманием к пожилой труженице тыла. А для нашего местного менталитета ничего в этом удивительного нет. Пример старшего поколения, которое умело и самоотверженно трудиться, и родить-растить детей, – это самое ценное, что имеем.

С. ШЛЯПНИКОВА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления