Без рубрики

Разные возможности –равные права

В школах края прошла неделя инклюзивного образования, приуроченная к Международному дню инвалидов. В нашем районе определена базовая школа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это СОШ № 9.
Здесь созданы необходимые материально-технические условия, смонтирован пандус.
6 декабря второклассница Ирада Асланова приехала в школу на специально организованное мероприятие. По состоянию здоровья она не может регулярно посещать школу, однако, как и все дети, любит праздники и хочет чаще встречаться с друзьями.
«Давайте поклоняться доброте!» – такими словами классный руководитель 2 «Б» класса Светлана Усатая начала открытый урок. Ученики знали, что на него придет их одноклассница, поэтому всю неделю готовились: учили стихи, песни, рисовали.
На уроке ребята «посадили» сад доброты, каждое дерево которого было взращено стихотворением или песней о доброте. Ирада тоже читала стихи. По всему было видно, что одноклассники готовы ей помогать, если возникнет такая необходимость. Ученики получили еще один жизненный урок – урок толерантности и справедливого отношения к детям, имеющим отклонение в развитии. Было сказано много хороших и добрых слов. По окончании урока Ирада получила от ребят подарки и была им очень благодарна.
Хочется надеяться, что ученики общеобразовательной школы готовы принять в свой коллектив ребенка с особенностями.
– Будет ли ребенок обучаться в обычной школе или в специализированной (коррекционной), решает психолого-медико-педагогическая комиссия при обязательном присутствии родителей. Ведь некоторым детям все-таки благоразумнее проходить обучение в специальном учреждении. А тем, которые могут обучаться по стандартным программам и хотят этого, необходимо обеспечить доступ в учреждение, – говорит Светалана Усатая. – В ходе реализации инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях выявились связанные с этим проблемы. Необходимо было провести огромную работу по подготовке педагогов, изменению системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки, организовать обучение по индивидуальным учебным планам и, соответственно, изменить принципы и процедуру аттестации учащихся. Также необходимо было научить здоровых детей ответственности и толерантности к своим одноклассникам и всем детям, которые как-то отличаются от них, научить принять их в свой коллектив.
– В учебных заведениях необходимо оснащение специальной техникой, изменение планировки помещений и просто принятие определенных мер для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог попасть в школу и понимал, что может получить образование и вести полноценную жизнь, реализовать свои планы, – продолжает Светлана Васильевна.
Всем известно, что в школах нехватает учителей. Для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья также встал вопрос нехватки специалистов: логопедов, дефектологов, медработников. Всего в девятой школе 9 детей-инвалидов. Обучение проходит как на дому, так и дистанционно в специально оборудованном для этого классе. Пока школа не в полном объеме готова принять детей-инвалидов для обучения их в классе с остальными учениками. Каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание особых условий.
На Кубани во многих районах разрабатывают проекты для полноценного обучения «особенных» детей, помощи их родителям. В настоящее время в рамках государственной программы «Доступная среда» реализуются мероприятия по оснащению обычных школ специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Педагоги общеобразовательных школ проходят специальную подготовку. Для полной адаптации инклюзивного обучения школам предстоит большая работа.
Каждый ребенок и взрослый должен знать и понимать, что право на достойную жизнь, образование, развитие имеют все дети, с инвалидностью или без. «Особенным» детям нужно наше понимание и забота.
В Краснодарском крае живет более 420 тысяч инвалидов. Из них 17 тысяч – дети.
За три года уровень доступных для инвалидов объектов увеличился с 7 до 44%. Только за текущий год доступными стали около 4 тысяч объектов.
За последние три года расходы краевого бюджета на оздоровление детей-инвалидов увеличены с 2,6 млн. рублей до 77,8 млн. рублей. На сегодняшний день все кубанские дети с ограниченными возможностями при наличии медицинских показателей имеют возможность получить санаторно-курортную путевку.
По словам министра социального развития края Елены Ильченко, в регионе все инвалиды в полном объеме получают медицинское обслуживание как в стационарных учреждениях, так и на дому. На эти цели, а также в целом на работу с инвалидами ежегодно край выделяет 5 млрд. рублей.

Я. ХАУСТОВА.

45981756