Знаю точно – как бы ни сложились их судьбы в дальнейшем, но если доведется за Родину постоять, воспитанники заслуженного работника культуры Кубани Ивана Гануса сделают это, как и положено истинным сыновьям и дочерям своей страны, без колебаний. Уверена, что и детям своим они передадут язык и песни казачьего народа, бесстрашие и ответственное отношение к жизни, как их научили в коллективе. Он животворным родником прошел по внутренней сути, по крови и характеру каждого.
В 1988 году, добровольно оставив должность заведующего кулешовским ДК, Иван Ганус набрал ребят с целью создать самодеятельный народный коллектив, потому что сам всегда был неравнодушен к фольклору. Вначале 25 воспитанников занимались в хоре, а 16 – в ансамбле народных инструментов: балалаек, домр, баянов, – который аккомпанировал хору. Однажды им предложили съездить в Анапу в лагерь, поучаствовать в творческой смене. Руководство райотдела культуры сомневалось, справится ли «новорожденный» коллектив из глубинки с целевыми задачами этого заезда. Оказалось, что не только справился, но и на протяжении пяти последующих лет путевки для «родничковцев» приходили на такие заезды именные, без права передачи кому-либо другому.
— Там мы творчески росли, развивались, — вспоминает Иван Петрович. — Было очень много интересных коллективов, выступающих в различных жанрах. Шел непрерывный обмен опытом, текстами, идеями, совместным креативом. Именно там мы увидели однажды вокальный коллектив «Кубанское намысто» (теперь так называется и взрослая группа под руководством моей супруги). А то были дети. Как они пели! Тогда мои воспитанники сказали, что тоже хотят петь казачьи песни. С тех пор мы занимаемся преимущественно вокалом, немного подтанцовками, фехтованием шашками. Но самое главное – песня. Живая, казачья, от которой душа в пятки уходит.
Спрашиваю Ивана Петровича, где он берет такие песни, ведь репертуар «родничковцев» не встретишь ни на одном диске с народной музыкой, все песни – эксклюзив.
— Стараюсь выбирать такие, не попсовые. Если песня у всех на слуху, мне кажется, что это уже не так интересно. А некоторые написаны мною. Мне предлагают издать авторский сборник песен и побрехенек, но пока я отказываюсь.
Начинали воспитанники коллектива с того, что просили своих близких сшить им сарафаны да брюки из старых маминых юбок. Вместо лампас на штаны мальчишкам нашивали ленты. Головные уборы – кубанки, а потом и папахи – Иван Петрович сшил детям самостоятельно из пожертвованных местными жительницами искусственных каракулевых шуб.
— Это было начало девяностых, очень тяжелое время, — вспоминает Иван Ганус, — людям зарплаты не выдавали. Как-то Таганрогский вертолетный завод переплавил два вертолета и сделал ширпотреб – сувенирные алюминиевые шашки. Ездили и всюду продавали их по 15 рублей за штуку. С этих копеек понемногу закрывали долги по зарплате рабочим своего предприятия. И в нашем районе торговали, ходили по дворам. Кто-то просто из сочувствия к пролетариям покупал одну-две, кто-то детям как игрушку, деды вешали на ковер в память о своем казачьем происхождении. А потом, когда я ребят своих экипировал, ходил к людям и выпрашивал эти шашки, так набрал 10 штук. Они до сих пор нам служат. Все удивляются – откуда такая красота, как настоящие, но безопасные.
В 1997 году участники ансамбля надели казачью форму, и поскольку предвиделись поездки за пределы края, коллектив стал называться «Родничок Кубани». До этого – просто «Родничок». В 2001 г. краевая аттестационная комиссия научно-методического центра присвоила коллективу звание образцового, которое он регулярно подтверждает высокими достижениями. В 2002 году на казачьем кругу мужская часть коллектива была принята в районное казачье общество, и ансамбль добавил к своему названию слово «казачий».
Сейчас, благодаря помощи Кубанского казачьего войска и районного казачьего общества, у «родничковцев» настоящие костюмы, в которых не стыдно выступать на сценических площадках самого достойного уровня.
За четверть века, что существует «Родничок Кубани», из него вышли более полутора сот ребят, воспитанных не только музыкой и слогом, но и словом, заповедью казачьей, строевой подготовкой, молитвой и настоящей дружбой. Несколько человек выбрали профессию работника культуры и стали как бы последователями семьи Ганусов. Один из первых воспитанников – Александр Объедков, ныне работает в сельском ДК и помогает своему наставнику. Есть парни, которые выбрали профессию военного, как, например, Павел Филев. Роман Иващенко призывался в армию как казак и службу нес с отличием и похвалой командования на самых ответственных рубежах. А «родничковцы» приезжали к нему по месту несения «срочной» — в моршколу — и на его примере смотрели, как надо Родине служить. Иван Лихонос несколько лет нес службу в Почетном карауле атамана войска, совмещая ее с учебой в вузе.
Победы «Родничка Кубани» на фестивалях, форумах и конкурсах различного уровня исчисляются сотнями. О каждой из них мы регулярно рассказываем на страницах районной газеты, а также о социальных и общественно-важных задачах, в которых они принимают участие. При финансовой поддержке Кубанского казачьего войска ансамбль не раз выезжал на мероприятия. Но коллективу нужна и помощь другого характера.
Дом культуры, который является основным местом базирования, – в аварийном состоянии. С потолка валится штукатурка, крыша также не внушает мыслей о надежности. Кроме того, в холодное время года клуб не отапливается совсем и не освещается должным образом. Дети собираются здесь на репетиции, выбегая время от времени греться… на улицу. Директор местной школы Лариса Ивченко пошла навстречу ребятам и их наставнику, предоставила для «Родничка» освободившееся помещение школьных мастерских. Косметические ремонтные работы сделаны здесь силами детей, техслужащих школы и при огромной помощи руководителя «Успенского Агропромсоюза» Евгения Тулинова. Дети чувствуют себя там комфортно. Но все же это только удобная комната, а для настоящих репетиций не хватает большой сцены.
— С первого дня основания коллектива я работаю с детьми вместе с супругой Раисой Ивановной, заслуженным работником культуры Кубани. Она хормейстер «Родничка», — рассказывает Иван Петрович. — Коллектив раньше насчитывал до 28 человек, сейчас, чтобы помещаться в школьном автобусе (ведь часто приходится выезжать на выступления), больше 20 детей в «Родничок» не берем. Желающих много, но выбираем самых одаренных. Совмещать учебу и репетиции, выступления в ансамбле трудно, для ребят это большая нагрузка. Но у тех, кто старается, все получается.
Я ехала с «родничковцами» из дальней командировки. Дети, как дети – немного шалят, в их интересах и мыслях много наносного. Но в то же время, даже в повседневном общении, заметно – они подсвечены изнутри, замечательны светом настоящего, вечного, чистого. И под его лучами все лишнее со временем уйдет. А основное, то, чем душа жива, останется и будет цвести!
С. ШЛЯПНИКОВА