Одним из непосредственных участников Сталинградской битвы, доживших до наших дней, является наш земляк — кавалер двух орденов Отечественной войны 1-й степени, белоглинец Александр Новиков. Летом 1942 года судьба этого боевого офицера оказалась крепко связанной со Сталинградом, а сражение за него стало центральным событием фронтовой биографии.
Александр Новиков родился в 1923 году в крестьянской семье. Учился в 12-й школе. На фронт ему пришлось пойти прямо со школьной скамьи, вместе с десятками тысяч юношей и девушек, чье восемнадцатилетие пришлось на начало Великой Отечественной.
Однако на передовую Александр Алексеевич попал не сразу. Сначала его направили в Краснодарское пехотное училище.
Как рассказал фронтовик, программа подготовки будущих командиров была ускоренной и очень плотной — действующая армия остро нуждалась в пополнении полевого командного состава. Поэтому в июле 1942 года будущих лейтенантов отправили на фронт еще в курсантском звании, а лейтенантские петлицы им вручали на передовой.
Местом боевого крещения молодого командира из Белой Глины стал город Калач-на-Дону, расположенный в 75 км от Сталинграда, где летом и осенью 42-го проходил главный рубеж обороны и постоянно шли тяжелые бои.
По воспоминаниям Александра Алексеевича, в этот период Красная Армия не «бежала к Волге», как утверждают сегодня либеральные идеологи, а довольно успешно сдерживала наступление противника, при этом неоднократно переходила в контратаки и серьезно потрепала передовые части гитлеровцев.
Тем не менее, перевес сил был на стороне врага, а с нашей, по сути, одна пехота сдерживала наступления механизированных частей Вермахта и элитных танковых дивизий СС. В небе господствовала немецкая авиация и нередко возникали ситуации, когда в сложившейся обстановке части Красной Армии лишались ежедневного материального снабжения.
— Однажды мой взвод на несколько дней остался без еды и воды, — вспоминает ветеран. — Бойцы в сусличьих норах насобирали с котелок зерна, а в соседней балке, где обнаружили разбомбленный обоз, среди трупов лошадей и обломков телег набрали из дождевых луж воды. Каждому из нас досталось по ложке паренной пшеницы, и это все, чем мы смогли подкрепиться. А через несколько дней я и несколько бойцов слегли от дизентерии…
Выйдя из госпиталя, Новиков получил новое назначение. Теперь ему предстояло защищать главный город на Волге, ставший в те дни главным городом всей страны, Сталинград. Потеря этого важнейшего стратегического и промышленного центра грозила нашему государству военной и политической катастрофой. Поэтому для всех воинов Красной Армии он стал последним рубежом, который нужно было удержать любой ценой.
— Командиры и комиссары так и говорили: «За Волгой нам места нет!» — вспоминает Александр Алексеевич. — Однако бойцы и не думали об отступлении – все отчетливо понимали, какое значение для страны имеет Сталинград…
Часть Новикова обороняла знаменитый тракторный завод, располагавшийся на южной окраине города. Сражения там не прекращались ни днем, ни ночью. Враг стремился любой ценой взять город и не давал нашим войскам передышек, постоянно яростно атакуя их позиции. В одном из боев лейтенант Новиков был ранен в ногу и вновь оказался в госпитале.
После Сталинграда фронтовые дороги привели односельчанина в Белоруссию.
— Здесь воевать нам было уже веселее, — говорит фронтовик. — Теперь мы гнали врага по всем фронтам и знали, что обязательно скоро его разобьем!..
В одном из боев Новиков вел бойцов в атаку, как вдруг в него попала пуля немецкого снайпера. К счастью, жизненно важные органы оказались не задетыми, и Александр Алексеевич, передав командование помкомвзвода, смог самостоятельно добраться до своих позиций. Но когда он стал спускаться с бруствера, вторая снайперская пуля сбила фуражку с его головы. Оказывается, все это время немец не сводил прицела с командира и ждал удобного случая, чтобы убить. Можно сказать, что наш земляк родился под счастливой звездой…
Современному поколению трудно представить, какие испытания пришлось вынести в те годы нашим дедам, сколько пережить и прочувствовать!
— Первого боя в своей жизни не запомнил, — признается Александр Алексеевич. — Война в моей памяти слилась в один сплошной однообразный фронтовой день – будни на передовой мало чем отличаются друг от друга.
Сколько убил фашистов? Не считал. В Сталинграде нам не раз приходилось почти вплотную сходиться с противником и стрелять в него с близкого расстояния. Страх, который на войне по-началу испытываешь ежеминутно, в такой обстановке вскоре притупляется. Бояться становится просто некогда – успевай глядеть в оба и бить врага, и чем больше — тем лучше!..
О наградах, как рассказывает заслуженный ветеран, тогда тоже особо не думали. Он до сих пор толком не знает, за какой именно подвиг удостоился своего первого ордена Отечественной войны. Его, боевого командира, проводившего почти все время на передовой и многократно ходившего в атаки под кинжальным огнем, командование представило к правительственной награде.
Осенью 1943 года война для молодого командира закончилась. Очередное третье ранение оказалось тяжелым. В окоп, в котором Новиков с двумя бойцами вел наблюдение за противником, разом угодили два снаряда. Волею судьбы Александр Алексеевич остался жив. Видимо, и на этот раз над ним горела счастливая звезда…
Сегодня Александр Новиков живет в родном селе, в том же доме, где родился почти век назад, и 18 сентября собирается встретить 90-летний юбилей. Несмотря на весьма почтенный возраст, старые раны и трудности со здоровьем, Александр Алексеевич не теряет офицерской внутренней самодисциплины и ясности ума. Вспоминая о далеких фронтовых годах, он помнит все детали, словно события, непосредственным участником которых ему довелось стать, происходили вчера. А на его груди горят две звезды — живое свидетельство его подвига и удивительной судьбы…
А. ЧИСТЯКОВ.