Его знают американцы. А мы? (часть 1)

История Белоглинского района 17.08.2012 11:44

Иван Иванович Жариков – русский художник-живописец, жил в 1918-1982 гг. Известен в среде американских ценителей живописи как великий мастер. Родился Жариков в Белой Глине. После войны жил в Соединенных Штатах, в то время как мы, земляки, считали его без вести пропавшим. Каждый может без труда отыскать имя Ивана Жарикова на левой стороне Мемориала, что в центре с. Белая Глина. Оно впечатано в гранит, как память о без вести пропавшем. Но, как оказалось, не навсегда.
История жизни художника стала известна американскому белоглинцу Андрею Лоскутову живущему в Америке сейчас. Андрей Лоскутов, сын известной многим позитивной Таисии Ивановны. Вот уже почти 17 лет он живет в Америке. Занимается наукой в американских университетах: в Мичигане, Техасе и Аризоне. В далекой стране частенько штудирует интернет в поисках информации, связанной с самым любимым уголком земли – белоглинским. Почему? На этот вопрос он отвечает так:
— Когда-то моя дочь на первом в своей жизни уроке (в Краснодаре) на вопрос учителя: «Как называется столица нашей родины?» — ответила: «Белая Глина». — «Почему?» — «Потому что я там родилась!» Учителю очень понравилось. Сейчас в Америке о Белой Глине знают тоже. Однажды (лет 10 назад) на конференции познакомился с одним из русских ученых. На вопрос «Откуда?» я ответил: «Из Белой Глины». «А-а-а, из столицы нашей Родины!» — видимо, как-то до него эта история дошла, и он ее запомнил.
Вот она, наша загадочная русская душа – тянет на родину из любой экзотической точки земного шара. Однажды, пролистывая странички интернета, Андрей Васильевич случайно наткнулся на картину «Белая Глина» и информацию об Иване Жарикове. Автор биографии великого художника — Стивен Несбит, профессор в York College в Пенсильвании. В молодости он дружил с сыном Ивана Жарикова – Арнольдом.
— Раньше считал, что очень много архивного материала прочитал о Белой Глине, — пишет Андрей Лоскутов. — О Жарикове мне ничего не было известно. Я связался с фондом, участвующим в сохранении наследия стиля искусства Жарикова, и узнал гораздо больше о своем земляке.
Профессор Несбит на собственные деньги издал книгу о нашем знаменитом земляке. В ноябре выйдет английская версия, планируется перевод и на русский язык. В издании использованы фотоархивы редакции газеты «Белоглинские вести» и районного музея. Четыре года профессор Несбит собирал информацию о жизни и творчестве художника, проверял ее.
Стивен Несбит: «Проект Garikow: создание наследия русского художника Ивана Garikow» является первой официальной и документально подтвержденной биографией, когда-либо написанной о жизни художника Жарикова. У меня есть две четкие цели. Во-первых, мир искусства необходимо информировать о таланте Жарикова. Во-вторых, я считаю, моя книга будет предоставлять документацию, необходимую для создания и сохранения наследия русского художника Ивана Жарикова так, чтобы он был признанным в истории искусства как один из великих художников 20 века. В публицистическую книгу войдут цифровые изображения его картин, академические точки зрения и научного анализа его искусства, всесторонняя биография его жизни в Европе и Америке, а также эксклюзивные приложения исторических документов, семейные фотографии Жарикова».
Проект предполагал сбор средств на тиражное издание биографии Жарикова, за пожертвования дарили эксклюзивные экземпляры. Но как нам стало известно, поддержка оказалась слабой. Но Стивен не сдается, будет издавать книгу за свой счет.
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ читателям краткий перевод биографии с сайта http://www.garikow.com/index2.cfm:
Жариков родился 12 июня 1918 года в Белой Глине в крестьянской семье. В то время, когда в России был введен коммунизм, в его семье придерживались православных традиций. Его семья, включая отца Ивана, мать Анну, брата Михаила, жила относительно мирной, хотя и бедной жизнью. В творчестве художника отражено влияние сельской жизни, крестьянского быта. Можно сказать, благодаря этому выработан личный наивный стиль.
Его художественные способности были замечены учителями школы, и Ивана направили в школу художников. В восемнадцать лет он представил свои работы для рассмотрения и был принят в Академию живописи, ваяния и зодчества им. Репина в г. Ленинграде.
В 1937 году Иван прошел тысячи миль, добираясь из Белой Глины до Ленинграда, чтобы изучать искусство. Этот путь был довольно сложным для молодого человека, у которого не было денег. Считается, что он прошел пешком большую часть всего пути, иногда его подвозили добрые люди на повозках, запряженных лошадьми. В Белой Глине в те времена не было железной дороги. Не ясно, за какое время он преодолел свой путь. В конце концов он пришел в академию и начал обучаться классическому искусству. Он писал своей семье о трудностях: жить было негде, вместе с несколькими студентами он под покровом темноты проникал в классы академии и спал на полу. Суп и случайный кусок хлеба были его пропитанием, но чаще всего он голодал. Жизнь была тяжелой.
ИВАН окончил учебу во всемирно известной Академии Репина в конце весны 1941 года. Он был, без сомнения, одним из последних учеников, если не последним, успешно освоившим классическую подготовку, когда нацисты разрушили здание Академии. В огне погибли картины, записи, все документы. Мечты Жарикова стать мастером в свободном мире стали несбыточными, когда гитлеровские войска вторглись в Россию.

Продолжение в № 99

Ю. КУЛИКОВА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления