Общими фразами и призывами наркобизнес не победить

Правопорядок 23.12.2010 10:55

 

Силы и средства многих служб и организаций сегодня направлены на борьбу с наркобизнесом. Насколько же эффективны формы и методы их работы? Не преобладают ли здесь шаблоны и стереотипы? Может, стоит на все взглянуть по-новому, совместно разработать интересные повороты в подаче информации, изменить тактику во взаимодействии? Эти вопросы стали главными на краевом семинаре «PR — специального назначения”. Обсудить особенности проблем современной наркополитики собрались руководители и корреспонденты региональных и районных СМИ, работники пресс-служб муниципальных образований и правоохранительных структур, представители служб наркоконтроля, общественных организаций, студенты журфака. В состав президиума вошли руководитель краевого департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций В. Касьянов, начальник управления госнаркоконтроля по краю А. Ведерников, директор Краснодарского краевого социологического центра Н. Петропавловский, руководитель центра по изучению проблем современной наркополитики, наркопреступности и терроризма, генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант полиции А. Михайлов.
В чем же заключается грамотная антинаркотическая пропаганда, рассчитанная на молодежь? Вопрос сложный, тем более, что ситуация здесь очень тревожная. По статистике на Кубани сегодня около 40 тыс. наркоманов и половина из них — молодые люди до 30 лет. За неполный 2010 год зарегистрировано 2 тыс. наркозависимых, каждый месяц от наркотиков умирает 60 человек. В настоящее время за хранение и сбыт наркотиков отбывают наказание более 4 тыс. человек, или каждый 4-й из общего числа преступников. Отмечается расширение видов наркотических средств, увеличение потребления синтетических, или тяжелых наркотиков. Не менее ужасают цифры по России. Официально зарегистрировано 600 тыс. наркоманов, ежегодно от наркотиков умирает 100 тыс. человек.
Николай Петропавловский привел такие данные: за 10 лет в афганской войне страна потеряла 26 тыс. человек, а в наркотической войне людей погибает в 40 раз больше.
Что становится причиной употребления наркотиков? Одни приходят к этому, потому что не находят сил противостоять жизненным трудностям и ищут забвения в алкоголе или наркотиках. Другие жаждут острых ощущений — в клубах, на вечеринках поддаются соблазну оказаться под кайфом, не задумываясь о его смертоносности, не зная юридических и медицинских последствий.
Какие же методы лучше использовать в борьбе с наркоманией: запугивание, убеждение, разъяснение, обещание? Казалось бы, любые средства хороши, главное, достучаться до сознания. Но надо помнить о том, что некачественные материалы, лозунги, ролики могут способствовать популяризации наркотиков в среде потенциальных потребителей. Есть мнение, что акцент на атрибутику наркомании – изображение шприцов, наркотиков, конопли – вызывает интерес, привлекает на подсознательном уровне. Многие научные работы доказывают, что известная надпись «Не курить” при визуализации способствовала желанию тут же затянуться сигаретой.
В Западной Европе пошли по такому пути, как использование методов шока. Например, привести школьников в морг, показать мозги или печень наркомана. Законодательная база и нравственные критерии нашего общества пока не готовы к такому «лечению”. По мнению выступающих, этот шок — одно из эффективных и результативных направлений в отличие от тех доступных шокирующих картинок, которые предлагают нам голливудские киношники с морем крови, летящими головами и т. д. А что представляют нам зачастую центральные телеканалы в своих программах? Большой объем информации о борьбе с преступностью и наркобизнесом, о терроризме, торговле людьми, ЧП, коррупции. Имеют место мистика и ужасы. (К счастью, наша ТРК «Родная земля» этим не страдает.) Таким образом, преобладает разбалансированность показа хороших и плохих новостей. На Западе как-то подсчитали, что ребенок, достигая 10 лет, видит по телевидению более 100 тыс. убийств, сегодня – раз в пять, наверное, больше. В итоге пройден порог чувствительности. Да и нельзя рассматривать проблему наркопреступности и наркомании в отрыве от коррупции, проблему наркомании и увеличение наркозависимых — от системы воспитания. Это все комплексный подход. Почему у подростков возникает интерес к алкоголю, сигаретам, мату, наркотикам? Потому что, отчасти, для них — это стимул взросления. Молодежная культура — часть общей культуры, а здесь наблюдается пугающий кризис всего идеального. Меняются критерии ценностей.
На что же ориентировать подрастающее поколение? Александр Михайлов, в прошлом руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков, с 2003 г. — зам. председателя Госкомитета, имеющий огромный опыт работы в этой сфере, считает, что не надо ориентировать ребят на мнимых кумиров или суперзвезд. В качестве элемента подражания надо найти тех, кто рядом с ними, из их окружения, среды, кто ставит цели, стремится быть лучше, побеждает в конкурсах, олимпиадах. Привел интересный пример из своей трудовой деятельности. Как-то был сформирован отряд «Юный спецназовец” из неблагополучных ребят (из детдомов, стоящих на учете в детской комнате милиции). 20 дней с ними упорно занимались психологи, специалисты, спецназовцы. Отпуская их по домам, стоял вопрос: оставить форму или нет, не устроят ли они дебош среди мирных жителей? Оказалось, мальчики стали дисциплинированными, повзрослевшими, наглаживали форму, каждый вечер пришивали воротнички, убирали за собой в столовой посуду. Словом, старались соответствовать форме и военному имиджу. Это как один из примеров атрибутов взрослой жизни. Очень важно организовывать разные мероприятия с участием юношей и девушек.
— Мы традиционно спасаем человечество, подходим глобально, масштабно к проблеме, поэтому проигрываем в этой войне. Спасать надо каждого человека отдельно, — говорит Александр Георгиевич.
Если говорить о пагубности наркотиков, то можно привести пример жизни того же наркомана, показать его ужасную судьбу или использовать какой-либо визуальный шок, чтобы выработать у нормального молодого человека неприятие, отвращение к образу жизни наркозависимого, как к понятию на их языке «чмо”. Возможно, тогда в ответ на призыв «Скажем наркотикам «Нет!” мы услышим: «А мы с наркотиками не разговариваем…”

Л. ЧЕВАРДИНА.

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления