В наш современный век мы неразрывно связаны с интернет-технологиями, различными платежными системами. Миллионы людей пользуются электронными, банковскими картами. Для удобства владельцев их большинство так сказать «привязаны» к номеру мобильного телефона, и все действия, происходящие со счетом, хозяин может держать под контролем в круглосуточном режиме. Население нашей страны в совершенстве владеет обращением с электронными системами, но для множества людей, особенно немолодого возраста, это совершенно новое направление в жизни. В силу недостаточной грамотности, внимания или плохого зрения они зачастую сталкиваются с неправильной оценкой поступаемой информации на экран мобильного. Как результат – случаются факты хищения средств владельца.
Подобный случай в ноябре ушедшего года произошел с жительницей Белой Глины Ириной П., которая является держателем электронной карты «Сбербанка». На счете имелось порядка 10 тысяч рублей. Поздним вечером женщина услышала, что вдруг оживился ее мобильник, подавая множество сигналов. Сразу не поняла, кто ей может отправлять сообщения в столь поздний час. Не ожидая подвоха и проверив, обнаружила, что поступают СМС следующего содержания: «Покупка 1 USD (один американский доллар)», остаток на счете — за минусом стоимости одного доллара по курсу на то время, отправитель сообщения — «GOOGLE». Если объяснить более простым языком, получалось, что женщина якобы одобрила приобретение долларов США за свои кровные, имеющиеся на карте. В итоге поступило несколько таких сообщений, пока счет карты не был опустошен подчистую. Семья взволновалась. Разбудили сына, который попытался разобраться в ситуации в онлайн режиме. Но отменить операции по покупке иностранной валюты ему не удалось. По номеру горячей линии обратились к представителям банка. Карту заблокировали и сообщили, что с утра нужно подать заявление в отделение банка. Так и поступили. Документ подготовили, но банковские специалисты отказались его рассматривать, мотивируя это халатностью самой владелицы, беспорядочными покупками на непроверенных сайтах в интернете. Несмотря на заверения, что таких операций клиент не производил, заявление банк так и не принял. За доказательством своей правоты и непричастности к случившемуся женщина обратилась в правоохранительные органы.
В результате ситуация разрешилась в пользу потерпевшей стороны. Заявление банк принял. Рассматривали его более двух недель. Средства на вновь изготовленную карту были возвращены в полном объеме, но что произошло и по чьей вине, сотрудники банка объяснять не стали.
К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы. Кибер-мошенничество не дремлет и непрерывно совершенствуется. В связи с напряженной политической обстановкой на российскую банковскую систему из стран запада осуществляются бесконечные хакерские нападки. Хотя руководство российских банков и утверждает, что электронные системы находятся под надежной защитой, но как показывает практика, время от времени случаются неприятные истории, когда, к сожалению, потерпевшей стороной оказываются рядовые граждане.
При подозрении на мошеннические действия важно:
- Без отлагательств сообщить о проблеме, позвонив в банк по номеру горячей линии.
- В ближайшие сутки после случившегося обратиться в его представительство с заявлением.
- Во избежание незаконных действий с финансами не сообщать незнакомым лицам номера своей карты.
- Не поддаваться на провокации, поступающие в СМС-сообщениях, связанные с блокировкой карты.
- Не отвечать на СМС, не звонить по сомнительным номерам.