В начале 20 века вблизи станиц Новолокинской и Успенской началось строительство участка железной дороги Сосыка–Медвежье (ее именовали когда-то царской дорогой). Эта дорога имела огромное экономическое и социальное значение для этих и ближайших населенных пунктов, расположенных теперь на территориях Белоглинского, Новопокровского районов Краснодарского края и Красноармейского района Ставропольского края. История ее строительства поучительна.
Совет министров одобрил проект
…3 августа 1913 года в газете «Кубанский край», которая издавалась в то время в городе Екатеринодаре, было опубликовано такое уведомление: «Председатель общества Ейской железной дороги Ненашев уведомил атамана ст. Калниболотской, что 28 июня с. г. Совет министров одобрил проект железной дороги Сосыка – Медвежье (село Медвежье Ставропольской губернии, теперь село Красногвардейское Ставропольского края. — Прим. И. Бойко), которая пройдет через станицы: Веселая, Незамаевская, Калниболотская, Новопокровская, Успенская, Ильинская и т. д. до Преградного». 29 января 1914 года в этой же газете было опубликовано сообщение: «Начальником Ставропольской губернии получена из Петербурга следующая телеграмма: «Комиссия (о новых дорогах) постановила представить Ейскому обществу постройку линии Сосыка – Ея – Медвежье – Преградное, выразив желание ее продления до Петровского».
Из воспоминаний местных жителей
Прочитав эти заметки, я вспомнил рассказы стариков об этой железной дороге, наличие которой решило бы многие проблемы местных жителей. Она соединила бы наши станицы Ильинскую, Калниболотскую и Новопокровскую с городом Ейском (через станцию Сосыка), где уже в начале 20 века был наиболее важный порт Кубанской области. Через него вывозили в зарубежные страны значительную часть выращенного на кубанских полях зерна. В Ейске в те годы планировали построить и мощный глубоководный порт. Потому заранее обдумывали увеличение поставок в город грузов и, в первую очередь, кубанского зерна, которое высоко ценилось за рубежом. Эта дорога имела огромное значение для развития экономики не только города Ейска, но и наших мест и обеспечила бы хорошие условия для перевозки пассажиров. Властям города Ейска, думающим о благе своего населения, долгое время не удавалось получить согласие хозяев Владикавказской железной дороги даже на строительство участка протяженностью 135 верст от Ейска до станции Сосыка (станицы Павловской).
Дорогу Ейск – Сосыка сдали в эксплуатацию
После долгих переговоров власти Ейска, опираясь на поддержку местного населения, привлекли к строительству этой дороги частных лиц. В городе создали правление общества Ейской железной дороги. За деятельностью этого общества вело надзор Министерство путей сообщения. 10 июля 1911 года железную дорогу Ейск – Сосыка сдали в эксплуатацию. По ней началось движение железнодорожного транспорта. Эти и другие интересные сведения о строительстве дороги я прочитал в исторической справке, составленной в 2014 году главным специалистом Государственного архива Краснодарского края Александром Владимировичем Бабич. В ней также сообщается, что «В феврале 1912 года перед Правительством было возбуждено ходатайство о постройке железнодорожного пути от станции Сосыка до села Преградного. 28 июня 1914 года император Николай Второй утвердил дополнение к уставу общества Ейской железной дороги, в соответствии с которым оно «обязывалось своим распоряжением и за свой счет построить железнодорожную линию в один путь нормальной колеи общего пользования от станции Сосыка Ейской железной дороги через станцию Ея Владикавказской железной дороги до села Преградного Медвеженского уезда Ставропольской губернии общим протяжением около 160 верст и снабдить ее подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации».
Гражданская война изменила планы
Предполагалось на пути движения поездов открыть станции в станицах Незамаевская, Калниболотская, Новопокровская, Ильинская (в 9 километрах от станицы), Успенская, Новолокинская. В феврале 1916 года на этом важном участке дороги было произведено отчуждение земли для дороги и начались работы по ее сооружению, несмотря на мировую и гражданскую войны. Строительство вели, в основном, вручную, огромное количество грунта, строительных материалов за многие километры от стройки перевозили на волах. Но, тем не менее, сделано было немало: соорудили мощную насыпь, бетонные опоры для мостов. Но в 1918-1919 годах строительство железной дороги прекратилось, несмотря на просьбы Медвеженской уездной земской управы, а затем и Медвеженского ревкома.
Руководство Ейской железной дороги в ответ на обращение председателя Медвеженской уездной земской управы 28 ноября 1919 года сообщило: «Вследствие отношения № 1801 правление общества имеет честь уведомить, что в настоящее время продолжать работы по сооружению линии Сосыка – Преградное нет никакой возможности как по полному отсутствию денежных средств, так и по тем тяжелым условиям, которые создались в крае благодаря гражданской войне. Состояние внутреннего денежного рынка не дает ныне никакой надежды на благоприятный исход реализации облигаций оного капитала внутри страны, а произвести эту операцию за границей пока невозможно вследствие общего политического положения; между тем, до реализации хотя бы части оного капитала о производстве строительных работ не может быть и речи. Кроме того, значительным препятствием на этом пути является также недостаток специалистов – рабочих в связи с продолжающейся гражданской войной.
Несмотря на все это, общество Ейской железной дороги не изменило своего решения возобновить строительные работы на линии Сосыка – Ея – Преградное, как только будут устранены перечисленные выше препятствия».
Бетонные монолиты – как памятник
С тех пор прошло много лет. Давно уже умерли живые свидетели той грандиозной стройки. Но память о ней не угасла. В нескольких местах на территориях Белоглинского и Новопокровского районов в поросших камышом балках до сих пор возвышаются огромные бетонные быки (промежуточные опоры строящегося железнодорожного моста), напоминающие о строительстве царской дороги Сосыка – Медвежье. В советское время их пытались убрать, но никакая техника не смогла разрушить мощный бетон. Сохранились и карты тридцатых годов, на которых нанесена строящаяся железная дорога. А вот следы насыпи уцелели только на отдельных участках (на снимках).
Оставшиеся фрагменты строящейся дороги – это скромный памятник тем великим временам в истории России, когда в ней оживилась экономическая деятельность. Когда не только государство, но и предприниматели думали о перспективе развития и делали все возможное для расширения товарного производства в сельском хозяйстве и развития внешней торговли, для улучшения перевозок пассажиров в наших отдаленных от губернских городов местах. Радует то, что его не уничтожили, и сейчас каждый, побывавший на этом месте и осмотрев бетонные монолиты, может убедиться, насколько серьезно подходили наши предки к любому начинанию, насколько дорожили они своей репутацией созидателей.
Иван БОЙКО,
член Международного союза писателей и мастеров искусств, кандидат экономических наук.