Международный день школьных библиотек отмечается сегодня, 26 октября. В каждой школе есть библиотека, и именно оттуда начинаются все знания. Работают в них люди особенные, они дарят детям радость общения с книгой.
— Школьники приходят в библиотеку за необходимой художественной литературой или просто побыть в тишине и почитать свое любимое издание, — делится библиотекарь школы № 11 Светлана Силантьева. — Многие современные подростки с удовольствием читают, пользуются Интернетом. Но любящих читать, умеющих это делать правильно, к сожалению, немного. Поэтому моя главная задача — привить ребенку любовь к чтению. В работе использую традиционные и нетрадиционные формы: книжные выставки, обзоры, викторины, настольные библиографические игры, литературные, интеллектуальные, игры-путешествия, акции.
Такие формы работы пользуются наибольшей популярностью у школьников, несут в себе элементы неформальности, необычности, праздничности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. В школьной библиотеке проводят различные акции, которые дают возможность охватить библиотечным обслуживанием разные возрастные группы читателей. Особенно важно то, что сами ребята принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий.
Наличие компьютера на рабочем месте, подключение к сети Интернет делают эффективнее работу школьного библиотекаря.
Светлана Силантьева работает в школе № 11 с 2003 года. В 2011 году окончила Армавирскую государственную педагогическую академию по специальности «Социальная педагогика». Ее общий стаж работы в учебном заведении 17 лет, в школьной библиотеке — 8 лет.
— Интересные формы работы с детьми способствуют воспитанию разносторонне развитой, свободно ориентирующейся в быстро меняющемся мире успешной личности.
И достигаем этого мы вместе, — уверена Светлана Силантьева. — Девизом нашей совместной творческой деятельности является мысль Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех».
Сегодня школьная библиотека должна:
- обеспечить учащимся, педагогическим работникам, родителям доступ к информации, к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
- способствовать формированию навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
Чтение — сложнейшее упражнение для мозга
Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития — в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.
Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Как привить у ребенка интерес к чтению?
- В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.
- Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.
- При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.
- Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
- Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.
- Объясняйте смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
- Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.
- Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.