Анатолий Ляпидевский. Из племени крылатых соколов

Общество 23.03.2023 08:43

В СОШ № 12 открыта Неделя памяти, посвященная Первому Герою Советского Союза Анатолию Ляпидевскому. 23 марта исполняется 115 лет со дня рождения летчика-героя.

В честь памятной даты юнармейцы организовали экскурсии в школьный музей. Ребята приняли участие в викторине «Из племени крылатых соколов». Состоятся шахматный турнир и другие мероприятия.
Здание школы № 12 признано объектом регионального культурного наследия. В этом историческом месте 23 марта 1908 года родился наш герой-земляк.


Рассказ о подвиге героев-летчиков, спасших челюскинцев

Правительственная комиссия для спасения челюскинцев выделила 7 самолетов, которыми управляли Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин, Леваневский и наш земляк Ляпидевский. Начались долгие мучительные дни розыска челюскинцев во льдах Северного Ледовитого океана.
Несколько раз Ляпидевский пытался долететь до Уэлена, а оттуда к затертому льдами кораблю, но из-за неисправности моторов каждый раз приходилось возвращаться с половины пути. Никто из экипажа, новичков в Арктике, не знал, как заставить моторы при низкой температуре работать. До Уэлена лететь предстояло два с половиной часа. И все же Ляпидевский сумел долететь. Это был его первый полет на Север.
Дважды пытался АНТ–4 пробиться сквозь пургу и туманы к терпящему бедствие кораблю. И опять подвели моторы. При 30-градусном морозе мотор снова отказался работать. Пришлось сделать вынужденную посадку. В баллонах кончился сжатый воздух, без него мотор не запустишь. Ждать — не в характере Анатолия. Весь обмороженный, он отправился на собаках к другому самолету, оставленному в бухте Провидения.
Каюр — погонщик собак — попался отчаянный. Он гнал, не жалея ни себя, ни животных. Неделю длился «собачий переход». В бухте Провидения 18 января усталый и больной Анатолий Васильевич начал готовить второй самолет к полету, но из-за сильнейшей пурги подняться в небо смог только через 20 дней.
Как только показалось тусклое солнце, самолет поднялся. Долетел до мыса Дежнева, но внезапно налетевшая пурга заставила повернуть обратно. Ляпидевский посадил машину на лед залива Лаврентия, неподалеку от культбазы. День за днем мела пурга. Тринадцатого февраля была получена радиограмма о гибели «Челюскина».
До Уэлена лететь всего сорок минут. Но эти долгожданные минуты наступили только через неделю.
Пересев в Уэлене на первую машину, Ляпидевский повел ее в лагерь Шмидта. Вновь отказал мотор, пришлось повернуть обратно. В следующем полете, длившемся пять часов, АНТ кружил над тем районом океана, где, по расчетам, должен был находиться лагерь советских людей на льдине, но ничего не могли обнаружить. Бензин был на исходе, еле дотянули домой в Уэлен. При посадке сломалось шасси. Самолет оставили для ремонта. Экипаж сел на второй самолет.
И на этой машине не везло. 28 раз Ляпидевский и его экипаж отчаянно пытались добраться до льдины челюскинцев и только в двадцать девятый добились успеха.
Вот как информировал о ситуации особый уполномоченный правительственной комиссии Е. Л. Ушаков: «Весь лагерь живет в непрестанном ожидании наступления льдов. Опасность грозит каждое мгновение. Во время особо сильного шторма ледяным валом снесло камбуз, разрушило жилой барак, разломало расчищенную с огромным трудом посадочную полосу для приема самолетов. Новый, только что расчищенный аэродром имеет размеры всего лишь 150 на 450 метров. Немного для такой машины, как АНТ–4».

Ляпидевский разметил на льду площадку точно такой же величины и стал отрабатывать взлет и посадку. Все выходило удачно. После этого уверенность в успехе полета окрепла, лишь бы только не подвели моторы.
Пурга стала стихать. 5 марта 1934 года, пробудившись от короткого и тревожного сна, Анатолий Ляпидевский выбежал на свежий воздух. Вокруг стояла удивительная тишина. Занималось ясное, солнечное утро с изумительной синевой высокого неба. Не медля ни минуты, летчик разбудил летнаба Петрова и бортмеханика Руковского. Затем – несколько торопливых минут сбора и… АНТ–4 в воздухе. Приглушенно и ровно гудят моторы. Крепкий мороз, а солнце сильно слепит глаза. Через 50 минут все увидели среди нагромождений могучих торосов лагерь челюскинцев. В хаосе ледяных глыб искать лагерь с воздуха было не легче, чем иголку в стоге сена. Машина была тяжелая и посадить ее на ледовый аэродром, наверное бы, не удалось, если б не упорная тренировка пилота. Взлетая со своего аэродрома, Ляпидевский, возвращаясь на него, приземлялся на немыслимо крохотный пятачок, специально отмеченный сигнальными флажками.
О, радость! Наконец-то! Еще более рады сами челюскинцы: стоя на льдине, они машут руками, подбрасывают над головами шапки, что-то кричат, обнимают друг друга. Самолет делает два круга — это Ляпидевский изучает посадочную площадку, заблаговременно расчищенную самими челюскинцами, и садится.
После разгрузки самолета, доставившего кирки, лопаты, ломы, продовольствие, радиостанции, начали готовить его в обратный путь.
Первые пассажиры – десять женщин, трехлетняя Алла Бойко и шестимесячная Карина Васильева. Самолет разогнался и оторвался ото льда перед самыми торосами. По эфиру полетела радиограмма в Москву: «Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4 спустился на изготовленный нами аэродром и благополучно доставил с «Челюскина» в Уэлен женщин и двух детей».
Самолет взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром.
Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего в 200 метров. Успех полета Ляпидевского значительнее тем, что был совершен в 40-градусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед. Удачное начало спасательных операций еще более подняло дух челюскинцев.

Вот он, тот подвиг, о котором когда-то мечтал Ляпидевский. Упорство, воля, настойчивость за порученное дело помогли ему это совершить.
Остальные шесть отважных летчиков уже по проложенной трассе вывозили челюскинцев на землю. 13 апреля 1934 года перевозка всех членов экспедиции была полностью закончена.
Весь мир восхищался героическим перелетом Ляпидевского. На страницах газет подробно сообщалось об этом беспримерном рейсе.
О. ШЕВЕЛЕВА, Н. ШМАТОВА,
В. БОРИСЕНКО,
члены отряда «Память» СОШ №12.
(«Белоглинские вести»,
20 марта 2008 г.)

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления