Звонок на мобильный. Вежливый голос заботливо сообщил:
– Вам пора менять страховой медицинский полис. Сейчас это можно сделать онлайн. Сам документ вам доставят по почте. Чтобы его получить, нужно предъявить талон. Вам на телефон сейчас придет СМС с кодом из шести цифр. Назовите мне его, пожалуйста.
Тут же появились сомнения.
— Зачем вам код?
— Чтобы я могла отправить вам талон.
Сомнения не отпускали, тем не менее, вежливое отношение подкупило. Но как только назвала код, пришедший по СМС, из личного кабинета на портале Госуслуг были скопированы все документы. А та же дама, но уже насмешливым тоном и перейдя на «ты», сообщила, какой было ошибкой продиктовать ей «циферки».
Через полчаса позвонил якобы представитель службы безопасности портала. Мол, надо срочно предпринять меры противодействия мошенникам. Предложил прислать инструкцию на WhatsApp, что
серьезно смутило. Появилось стойкое желание прервать разговор. Что и было сделано с игнорированием последовавших повторных звонков.
Что может произойти дальше?
Мы спросили об этом у правоохранителей. Нам ответили, что, возможно, подвели бы разговор к взятию кредита. И, возможно, еще воспользуются персональными данными в свою пользу. А пока сотрудница в тот же день поменяла пароль личного кабинета на Госуслугах.
А сейчас нервничаем и переживаем, чем закончится эта мошенническая история. Ну а вам, дорогие читатели, рекомендуем воспользоваться советами профессионалов, чтобы не попасть на удочку воров и не стать жертвой мошенников.
Сколько жителей пострадало от мошенников?
Как прокомментировал начальник отдела уголовного розыска ОМВД России по Белоглинскому району старший лейтенант полиции Адиль Базиев, к сожалению, в текущем году 7 жителей нашего района, поверив представившемуся сотрудником оператора сотовой связи, сообщили коды для восстановления доступа к порталу Госуслуг из полученного смс-сообщения. Тем самым дали злоумышленникам возможность получить все сведения о себе, расположенные на данном портале. После чего сообщники мошенника, действуя от имени сотрудников правоохранительных органов, в ходе телефонных звонков сообщали, что от имени жертв третьи лица получают кредиты и убеждали обналичить свои сбережения и перечислить якобы на безопасный счет.
Получив от жертв денежные средства в суммах от ста двадцати тысяч до одного миллиона двухсот тысяч рублей, злоумышленники прекратили с пострадавшими связь.
По данным фактам в настоящий момент возбуждены уголовные дела в отношении неустановленных лиц по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.
Преступность не стоит на месте. Каждый день выявляются новые, еще более изощренные методы совершения мошеннических действий. Однако строгое соблюдение элементарных, описанных в этой статье правил поможет вам и вашим близким не стать жертвой мошенников.
Будьте умнее преступников, без разговоров кладите трубку при поступлении подозрительных звонков от неизвестных!
Важно знать, что:
1. Только мошенники могут запрашивать коды из смс-сообщений, поступающих на ваш номер мобильного телефона, и другую дополнительную информацию, помимо идентификатора, постоянного и одноразового паролей.
2. Только мошенники могут запрашивать пароли для отмены операций или шаблонов в «Сбербанк Онлайн». Если вам предлагается ввести пароль для отмены или подтверждения операций, которые вы НЕ совершали, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в банк.
3. Никому нельзя сообщать пин-, СVC- или CVV-коды банковской карты и одноразовые пароли.
4. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с банковской картой должны происходить в присутствии держателя карты. В противном случае мошенники могут получить реквизиты карты, либо сделать копию при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки.
5. В случае потери банковской карты немедленно позвонить в банк для блокировки – это поможет сохранить денежные средства.
6. Подключив услугу СМС-информирования, вы обеспечите контроль за проведением любых операций по карте. При получении СМС о несанкционированном списании средств со счета необходимо незамедлительно заблокировать карту.
7. Если вы установите лимит выдачи денежных средств в сутки за одну операцию (это можно сделать в отделении банка или удаленно в Интернет-банке) или самозапрет на онлайн-кредитование, мошенники не смогут воспользоваться сразу всей суммой, которая находится на счете банковской карты.
8. При вводе пин-кода необходимо прикрывать клавиатуру. Вводить пин-код быстрыми, отработанными движениями – это поможет в случае установки скрытых видеокамер мошенников.
9. Выбирать для пользования терминалы и банкоматы, которые расположены непосредственно в отделениях банка или других охраняемых учреждениях.
10. Использовать банковскую карту в торговых точках, не вызывающих подозрений.
11. Перед тем как вставить карту в картоприемник, внимательно осмотреть банкомат на предмет наличия подозрительных устройств, проверить, надежно ли они закреплены.
12. В случае некорректной работы банкомата – если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается – рекомендуется отказаться от его использования.
13. Нельзя сообщать реквизиты карты никому. Представители банка их знают! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать коды из смс-сообщений и ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.
Основной признак «зеркального» сайта банка – после ввода логина и пароля на странице появляется надпись о техническом обслуживании сайта или любая информация, в которой будет сказано о том, что обратиться на сайт можно позднее. При этом на телефон не поступает СМС-сообщение от банка о входе в личный кабинет, если такая форма оповещения предусмотрена.
При наступлении вышеописанных событий незамедлительно обратиться в банк по телефону горячей линии и заблокировать счет. Разблокировать его со сменой пароля можно при личном обращении в отделение банка с паспортом и картой.
Будьте бдительны! Основными жертвами телефонного и интернет-мошенничества являются люди преклонного возраста. Расскажите им, а также своим родственникам и знакомым об описанных выше способах, чтобы обезопасить свои сбережения.