К юбилею села Белая Глина пишут и издают книги

Общество 20.08.2020 16:28

Иван Бойко писатель, краевед пишет книгу об истории Белой Глины и ее людях. Поделился с редакцией своими историческими зарисовками

В этом году село Белая Глина, расположенное в 240 километрах от столицы Кубани, отмечает 200-летие со дня образования. По утверждению многих авторов публикаций и архивных данных, в 1820 году на месте нынешнего райцентра у реки Меклеты впервые поселился крестьянин Рябошапка со своей семьей. Они образовали хутор, в который стали прибывать первые переселенцы из Таврической, Воронежской и Харьковской губерний.

Празднование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Село Белая Глина, Ставропольская губерния, 1911 г. (Возможно, 3 марта (19 февраля по ст. ст.))
Фото из архива Белоглинского музея.

Период становления Казенной земли в этом месте было много. Да и для строительства хатенок вдоволь оказалось камыша и глины. В одном из глинищ нашли даже белую глину. В честь этой бесценной находки и назвали позже село, которое образовалось из множества хуторов первопоселенцев. В 1828 году велась планировка селения Белая Глина с целью создания условий, удобных для передвижения населения и гужевого транспорта по селу. В ходе планировки выделялись места для церквей и церковных площадей, а также для общественных зданий.
Радость первопоселенцев, вызванная обилием земли, рыбы, камыша и трав уже в первые годы сменилась для них большими бедами. В 1835 году в селе бушевал страшной силы ураган, разрушивший многие постройки, уничтоживший посевы, огороды. А затем наступили голод и холера. В 1850 году холера снова начала косить селян. В 1862 году из-за пожара сгорела половина сельских построек. В 1883 году сильнейший ураган нанес огромный урон жителям Белой Глины и окрестных сел. В 1892 году из-за холеры умерло 90 человек. Но село жило полноценной жизнью. Развивались сельское хозяйство, промышленные производства. В книге «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельско-хозяйственном отношениях», изданной под редакцией инспектора народных училищ Антона Ивановича Твалчрелидзе в 1897 году в типографии М. Н. Корицкого, отмечается, что в тот период «в селе имеется 1867 дворов, 2140 домов и две деревянные церкви на каменных фундаментах: одна — в честь Пресвятой Троицы, а другая — в честь св. Николая Чудотворца. По окладным листам 3443 ревизских души, а по посемейным спискам — 5733 м. п. и 5670 ж. п. наличных душ. Лиц, не причисленных к обществу, насчитывается 760 д. м. п. и 640 ж. п. Коренные жители села состоят из малороссов и великороссов, переселившихся сюда большею частью из Воронежской губернии… В селе насчитывается 5259 лошадей, 9630 голов рогатого скота, 21400 овец, 400 коз и 3540 свиней».
Об этом селе в газетах большевиков иногда появлялась информация, подчеркивающая приверженность его жителей революционным идеям. Есть упоминания о Белой Глине и в трудах В. И. Ленина.

Жители села Белая Глина, 1911 год. (Эксклюзивные фотодокументы из Ставропольского архива.)

Революционная Белая Глина
В конце 19 начале 20 века усилилось классовое расслоение местного населения. Столкновения были вызваны в основном экономическими, а не политическими причинами. Об одном таком событии сообщалось в газете «Искра» в 1902 году так: «В Белой Глине, в большом 20-тысячном селе, крестьяне начали требовать прирезок земли и новой планировки… Когда земский начальник Жуков начал их усмирять домашними средствами, крестьяне вытолкали его в шею со схода и заявили, что их дело правое. Губернатор Никифораки поехал самолично и беседовал с крестьянами, угрожая им нагайками и казаками… Жандармы и местная уездная полицейская администрация разъезжают по селам и хуторам всей губернии, ищут «крамолы», допрашивают крестьян, спаивая их водкой. Все эти допросы, конечно, окончились ничем… О прокламациях знал и стар, и млад. Школьники, например, заявляли своим учителям 1 мая, чтобы они их отпустили, так как у них «сегодня праздник».
В те годы в местные населенные пункты, отдаленные от больших городов, стали поступать сведения о революционных выступлениях рабочих. Здесь знали о «Тихорецком кровавом воскресении», когда рабочие депо и мастерских станции Тихорецкой в январе 1905 года объявили стачку, выдвинув экономические требования, а жандармский полковник Марков приказал расстрелять «бунтовщиков». Знали и о возникновении в Тихорецкой Совета рабочих депутатов. И о том, что там власть полностью переходит в его руки.
Прошла забастовка железнодорожников станции Песчанокопской. Революционные брожения крестьян были отмечены в 1905 году и в Белой Глине. В селе оперативно арестовали членов крестьянских революционных комитетов и активных участников революционного движения. И вспышку революционного пламени удалось загасить.
Недовольство народа было вызвано в основном его тяжелым материальным положением, усилением гнета со стороны богатых селян.
Местные жители не всегда были довольны и своими священнослужителями, на которых не распространялась власть правоохранительных органов. А некоторые из них, пользуясь этим, нарушали нормы действующего законодательства и морали. Об этом знали даже в столице Российской империи.

Недовольство поборами
Газета «Юг», выходящая в Ставрополе, писала: «В письме к Ставропольскому архиепископу Агафедору жители села Белая Глина сообщили о незаконных поборах с прихожан священником их села Завгородним. «Однажды, — сообщали они Агафедору, — о. Завгородний совершал таинство крещения над ребенком местного крестьянина Сергея Кулакова и потребовал за свой труд большую плату». Писали тогда крестьяне и о том, что их священник «нанимает у них землю в критические для них моменты по самой низкой цене, по 6-7 рублей за десятину, и потом тут же землю сдает крестьянам по 15-18 рублей за десятину», и о том, что он грубо с ними обращается.
В материалах следственного дела «По обвинению священника Павла Завгороднего в вымогательстве», с которым я познакомился в Государственном архиве Ставропольского края, подробно освещаются его беспардонные нарушения существующего в тот период законодательства. Привожу только некоторые из таких фактов: «Филипп Кулаков предложил ему 30 копеек, а отец Павел ему сказал: «Давай 50 копеек!» Филипп Кулаков ответил: «Нет, батюшка, отец ребенка человек бедный, даже квартиры своей не имеет. Живет в чужаках. Эти 30 копеек я и так даю из своих средств, а у него, отца ребенка, ничего нет. Тогда священник закричал: «Врешь ты, как собака!» Восприемник спросил: «Разве мы собаки? Я крещеный человек». А священник опять: «Пьянствовать есть, а на крестины нет. Врете вы всегда, свиньи». Филипп Кулаков хотел оправдаться, но о. Павел начал топать ногами, продолжая кричать: «Замолчи!» При этом присутствовали Прасковья Дятлова, Наталья Петренко и Иван Будников».
Жалобу на священника Павла Завгороднего подписали крестьяне села Белая Глина: Николай Лактионов, Морей Варавин, Василий Лоскутов, Егор Мезенцев, Василий Воловик, Сергей Жиров, Петр Кулаков, Филипп Кулаков, Иван Новичихин, Григорий Митров, Семен Переверзев и другие. Жаловались на священника и местные учителя Спиридон Руденко и Елена Долгая.
Это дело надолго заволокитили. Но все же, в виду того, что оно получило большой общественный резонанс, через три года жалоба 23 жителей села Белая Глина на священника П. Завгороднего была рассмотрена. Он был присужден к месячной епитимии при Кавказском обвальном монастыре, а затем перемещен в другой приход.
Но такое отношение священнослужителя к грубейшему нарушению прав прихожан тоже способствовало волнениям селян.

Первая мировая сказалась на благополучии селян
С началом Первой мировой войны резко ухудшилось материальное положение местных жителей. Непомерно выросли цены, возник дефицит многих продовольственных и промышленных товаров. В населенных пунктах Белоглинской волости была введена карточная система отпуска продуктов. Об этом периоде сообщалось в газете «Северокавказский край» так: «Белая Глина, Медвеж. уезда. Недавно в местной потребительской лавке производилась выдача сахара. Членам сахар выдавался по членским книжкам, а не членам — по «квиточкам», как здесь называются удостоверения, выдаваемые волостным правлением.
При выдаче карточек и самого сахара властвовала и царила грубая сила: сильные, физически здоровые пускали в ход локти, руки, ноги и, не считаясь ни с полом, ни с возрастом, давили и топтали других, лишь бы самим поскорее получить желаемое. Имели место даже несколько несчастных случаев.
С продовольствием, керосином, спичками начались постоянные перебои. Цены росли на них не по дням, а по часам. Это вызывало у значительной части населения недовольство. Возникали всевозможные эксцессы, которые приходилось урегулировать местной полиции. Но недовольство населения существующим режимом постепенно наростало.

 

Иван БОЙКО,
член Международного союза писателей и мастеров искусств, кандидат экономических наук.

(Продолжение следует.)

 

Важные новости

Новости Белоглинского района

Объявления